Классный час "международный день памятников". Сценарий, посвящённый Дню Памятников и памятных мест «Рядом с настоящим - прошлое Сценарии проведении о исторических памятниках

Актуальность:

В настоящее время одной из самых серьёзных проблем является то, что современные подростки не знают международных исторических и культурных памятников, как и историческое наследие нашего государства. Причин этого явления множество, начиная с низкого уровня жизни, не желание молодежи расти духовно и интеллектуально, отсутствие широкой работы средств массовой информации. Один из путей решения этой проблемы, это активная и постоянная работа преподавателей различных гуманитарных дисциплин образовательных учреждений. Ведь не зная культурных традиций человеческой цивилизации и своей Родины, не возможно научиться любить и гордиться достижениями своих предков. Осмысленно полюбить свою Родину – стать патриотом, нужно иметь определенный багаж знаний по истории страны, знать законы, которые защищают исторические и культурные памятники, а так же ответственность за разрушение и причинение порчи памятникам культуры.

Задачи урока:

  • Расширить и углубить знания обучающихся о знаменитых памятниках культуры, имеющих международное значение.
  • Формировать ценностные ориентации и убеждения обучающихся, на основе постижения опыта по истории культуре.
  • Развивать личностные качества (умение адекватно себя оценивать, принимать решения и реализовывать эти решения).
  • Расширить культурно-исторический кругозор.
  • Воспитывать патриотические чувства у подростков.

План урока:

1. История появления культурно-исторических памятников в мире.
2. История создания исторического мемориала Мамаева кургана.
3. История памятника в США «Статуя Свободы».
4. Законы РФ о защите культурно-исторических и памятников.
5. Отношение к историческому наследию в наши дни за рубежом и в России.
6. Дидактическая игра.

Оборудование урока:

1. Изображения исторических памятников культуры.
2. Видеосалон.
3. Демонстрация фотографий памятников международного значения.

Форма урока:

Класс делится на три группы, которые готовят выступления:
1. А – об истории памятника ансамбля Мамаев курган.
2. Б – статьи Конституции РФ и Уголовного Кодекса РФ об охране и защите культурно-исторических памятников.
3. В – проявление вандализма к памятникам в наши дни.
В конце урока по закреплению проводятся игровые моменты: по фотографиям определить памятники международного значения.

ХОД УРОКА

Учитель:

По определению Энциклопедического словаря: «Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д. Наиболее развитый вид памятника- мемориальные сооружения».
Первоначально страсть к увековечению, особенно сильно владевшая правителями древних государств, реализовалась в основном в создании гробниц и похоронных сооружений. Они были различными. Для египетского - пирамида. Для славянского вождя - насыпной курган. Для европейского короля или могущественного феодала - построенный на его средства собор или костел, где устанавливали его саркофаг.
Но существовала в то время и другая традиция. В демократической Греции увековечивали героев-победителей Олимпийских игр. В их честь создавали статуи. Правда, то были не портреты реальных спортсменов, а скорее именно статуи в честь победителей в беге, метании копья, стрельбе из лука, борьбе. Греки же оставили потомкам и первые изображения воинов, героев своих мифов, а заодно и своих выдающихся государственных деятелей, правителей, философов - Перикла, Сократа и многих других. Статуи работы знаменитых греческих ваятелей - Лисиппа, Мирона, Праксителя - украшали храмы, форумы, общественные здания, городские площади.

В античном мире родилась и еще одна традиция - увековечивать события. Как правило, этого удостаивались знаменитые походы, победы, завоевания, особенно те, которые приводили к захвату большого количества пленных, обращаемых в рабство. В честь таких побед стали воздвигать специальные сооружения - триумфальные арки и колонны.
В 1622 году был сооружен первый в Европе памятник не военному лицу и не венценосцу, а гражданскому деятелю, писателю и философу Эразму Роттердамскому, автору знаменитой «Похвалы Глупости» (скульптор - Хендрик де Кейзер). А позже памятники поэтам и писателям начали постепенно, но неуклонно и настойчиво теснить монументы монархам.
В России первыми писателями, кому были поставлены памятники, стали Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Вслед за поэтами появились на пьедесталах композиторы, ученые, путешественники, врачи. Постепенно стали увековечивать не только писателей, но и героев их книг.
Начиная с Петра I в России появляется большое количество различных памятников, в том числе и самому царю. А в допетровскую эпоху в нашей стране не было скульптурных памятников. И не потому, что не было великих людей, достойных увековечения, а просто в канонах православного христианства было не принято ставить памятники. Зато существовал обычай увековечивать не людей, а события, в основном, конечно, связанные с победами. Для этой цели строили храмы или часовни.
Однако гуманистическое наследие античной культуры все шире распространялось в XIX и XX веках по всем странам и континентам. Сегодня мы богаты культурно-историческим наследием наших предков, мы имеем огромное количество памятников культуры. Наша задача сохранить их для будущего потомства.
На территории нашего города есть памятник культуры, имеющий историческое международное значение – это Мамаев курган.

А
(Выступление обучающихся об истории открытия Мамаева кургана)

Мамаев курган возвышается над Сталинградом на 102 метра. Более четырех месяцев (сентябрь 1942 г. - январь 1943 г.) шли кровопролитные бои за эту высоту. Много раз вершина кургана переходила из рук в руки. Много раз эту высоту брали самоотверженные советские воины, но через день-два фашисты сосредоточивали превосходящие силы пехоты, танков, авиации, артиллерии и снова овладевали вершиной. Только 26 января 1943 года все окрестности Мамаева кургана, все прилегающие к нему высоты были очищены от врага.
Но сколько своих товарищей похоронили советские воины в священной земле Мамаева кургана, густо усеянной осколками от мин, бомб, снарядов: на каждый квадратный метр их приходилось от 500 до 1250...
Бессмертные образы защитников Сталинграда воскресают в монументальном памятнике Победы, воздвигнутом на Мамаевом кургане. Авторы ансамбля - творческий коллектив во главе с народным художником СССР скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я.Белопольским.
Открытый в 1967 году памятник-монумент включает в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вот что писал в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, народный художник СССР скульптор Евгений Вучетич: «...В сталинградской эпопее с необычайной силой раскрылись благородство души и прекрасные качества советских людей. Здесь жизнь торжествовала над смертью, и ушедшие из жизни не уходили в небытие - они словно оставались в строю, и пример их подвига звал на подвиг других».
На строительстве памятника-ансамбля выполнено свыше 1 миллиона кубометров земляных работ. Уложено около 20 тысяч кубометров бетона, использовано более 25 тысяч тонн металлоконструкций.
Главным монументом ансамбля является скульптура «Родина-Мать». Ее высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 29 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн. (Приложение, рисунок 1 ).
Зал Воинской славы имеет форму цилиндра диаметром 40 метров, высотой 13,5 метра. На 34 мозаичных знаменах увековечены свыше 7000 фамилий советских воинов, погибших в Сталинградской битве. (Приложение, рисунок 2 ).

Просмотр документального фильма «Родина-Мать» – 5–8 мин.

Учитель:
28 октября 1886 года, под грохот канонады - 21 пушечный выстрел состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк. С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. (Приложение, рисунок 3 ).
Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.
Статуя, весом 255 тонн, представляет собой увенчанную короной! женскую фигуру, попирающую ногами разорванные кандалы тирании. Семь остроконечных зубцов ее короны символизируют свободу, распространяемую на семь континентов и семь морей. В левой руке Свобода держит некое подобие книги с высеченными на ней двумя датами: 4 июля 1776 года - день принятия Декларации независимости и 14 июля 1789 года - день взятия Бастилии. Скульптор Бартольди представлял, что эти события идейно связаны между собой. Правая рука поднимает символический факел. Факел и корона по вечерам подсвечиваются.
Высота самой статуи - 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр. Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.
Каждая страна мира чтит и бережет свою культуру. В нашей стране изданы законы, которые охраняют и защищают культурно - исторические памятники.

Б
(Выступление обучающихся по содержанию нормативных документов, защищающих исторические памятники и знаки)

Конституция Российской Федерации:

Статья 44

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Кодекс Российской Федерации об Административных нарушениях:

Статья 7.13.

1. Нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения, а равно в зонах их охраны. - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - четырехсот до пятисот минимальных размеров труда.

Уголовный Кодекс Российской Федерации:

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух пет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти пет.
Статья 244. Надругательство над тепами умерших и местами их захоронения
1. Надругательство над тепами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размене заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, – наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех пет.

Учитель:
Несмотря на принятые законы об охране памятников в нашей стране, сегодня очень часто стали появляться сообщения в средствах массовой информации о том, что где-то разрушены или планируются демонтировать памятники культуры.

В
(Выступления обучающихся о состоянии памятников в России и за рубежом)

Эстонский парламент создал прецедент для советских памятников во всем мире. "Принятие эстонскими депутатами закона "О защите воинских захоронений" "дает не очень хороший пример другим странам и не является плюсом для российско-эстонских отношений", – считает член комитета Госдумы по международным делам, председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Андрей Климов. 10 января 2007 года парламент Эстонии принял в третьем чтении закон, который позволяет перенести из центра Талина памятника советским воинам-освободителям на Тынисмяги (Бронзовый солдат). Они мотивируют свою позицию тем, что хотят оградить святыни от актов вандализма.
"В центре Европы такое решение принимается теми, кто считает себя представителями европейского сообщества. Зачем заниматься перетаскиванием останков? Воевать с костями не лучший признак цивилизованности. Эстонский парламент подает не очень хороший пример", – заметил А.Климов.
Проявление вандализма имеет место и в России, так, например вандалы надругались над мемориалом «Скорбящая» в Перми. (Приложение, рисунок 4 ).
Таких мест в России становится с каждым годом все больше.
"Советский военный мемориал в Трептов-парке – грандиозный памятник примерно 21 тысяче погибших в 1945 году при взятии столицы фашистской Германии воинов. Мы чтим их память и до сих пор считаем мемориал советским, так как именно СССР освободил Берлин. Мы делаем все возможное для достойного ухода за всеми тремя крупными советскими военными мемориалами в нашем городе – в Трептов-парке, в Тиргартене и Шенхольцер Хайде", – рассказывает глава дирекции строительства в правительстве Берлина Ханс Штимманн.
В одной руке советского солдата – меч, разрубающий свастику, а на другой – спасенная маленькая немецкая девочка возвышается на постаменте в берлинском Трептов-парке. Всемирно известная скульптура Евгения Вучетича торжественно водружена на то место, где она стояла с 1949 года. (Приложение, рисунок 5 ).
Внутри пьедестала, к которому ведет гранитная лестница, находится круглый купольный мемориальный зал. Его стены выложены смальтовой мозаикой, выполненной по эскизам художника А.А. Горпенко. На большом и ярком мозаичном панно изображены представители народов Европы, возлагающие венки на могилы советских воинов – своих освободителей.
По обеим сторонам ансамбля от знамен до главного монумента белеют по восемь массивных белокаменных саркофагов. Это простые каменные блоки с рельефами, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Переходя от одного барельефа к другому, двигаясь к центральному монументу, посетитель может видеть события Великой Отечественной войны. Вучетич с большой силой передает драматизм события. Перед взором посетителя последовательно развертывается волнующая картина смертельной битвы с фашизмом.
...40-тонную фигуру советского солдата сняли с пьедестала для капитального ремонта в октябре 2005 года. Затем разобрали на семь частей и отправили для реставрации на северогерманский остров Рюген. Там она была покрыта специальным защитным слоем. Кроме того, был изготовлен и помещен внутрь фигуры специальный металлический корсет, винтами накрепко скрепленный с наружными деталями. Эта конструкция многократно увеличивает устойчивость памятника. Немецкая сторона затратила на этот капитальный ремонт 1,5 миллиона евро. Таковы детали грандиозного берлинского проекта.
Это один из лучших символов нашей Победы. И сегодняшнее его возвращение после реставрации тоже символично. Любой из памятников той войны – а среди них есть и шедевры архитектурного искусства, и скромные обелиски – ценен, прежде всего, своим внутренним, историческим содержанием.

Учитель:
В болгарском городе Пловдиве на холме Бунарджик в 1954 году поставлен памятник советскому воину освободителю «Алеша» по проекту болгарских скульпторов Радославова, Занкова, Коцева и Топалова. Высота памятника 18 метров, выполнен из камня. Позже появилась песня «Алеша», которая стала гимном Пловдива.

Просмотр фильма об истории памятника «Алеша» в болгарском городе Пловдиве – 5–8 мин.

Учитель:
Но нельзя стереть время, как нельзя стереть память и историю.
Белинский отмечал: «Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время». Я думаю, что время расставит все на свои места.

Закрепление:

С помощью фотографий (Приложение ) определить памятники международного значения.

1. Европа – «Воин-Освободитель» – Евгений Вучетич (Берлин)
2. Белоруссия – Мемориал Хатынь – С Селиханов, В. Занкович (Минск)
3. Россия – Мемориала «Солдатское поле» – А.Е.Криволапов (Волгоград)
4. «Стоять насмерть» – Евгений Вучетич (Волгоград)
5. «Родина-Мать» – Евгений Вучетич (Волгоград)
6. Зал Воинской славы – Евгений Вучетич (Волгоград)
7. Монумент В.И.Ленина у Волго-Донского судоходного канала – Евгений
Вучетич (Волгоград). Монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов
Гиннеса как самый большой в мире памятник, установленный реально
жившему человеку.
8. «Медный всадник» – Этьен Морис Фальконе (С-Петербург),
9. Памятник Минину и Пожарскому – Этьен Морис Фальконе (Москва).
10. США – Статуя Свободы – Бартольди.
11. Египет – большой Сфинкс в Гизе.

Литература:

  1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск; Харвест. 2004.
  2. Волгоград: четыре века истории. – Волгоград.: Нижне – Волж. кн. изд, 1989.
  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. – М.: Глобус, 20007.
  4. Основные кодексы и законы Российской Федерации. – С–Пет.: ИД Весь, 2002.
  5. Самин Д.К. Сто великих памятников. – М.: Вече, 2001.
– Международный день памятников и исторических мест

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия) отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Впервые, на межгосударственном уровне, день памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года.

Информация для классного часа на тему

"18 апреля – Международный день памятников и исторических мест”

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия) отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Впервые, на межгосударственном уровне, день памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года.

Девизом Международного дня памятников и исторических мест ( International Day for Monuments and Sites ) стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

В рамках празднования Дня всемирного наследия проводятся конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, а также другие мероприятия. Некоторые музеи в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно осмотреть без покупки входного билета, бесплатно. Также посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

В 1983 года Ассамблея Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданная при ЮНЕСКО, установила праздник под названием Международный день памятников и исторических мест (Международный день наследия), который отмечается ежегодно 18 апреля. Впервые День памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года. Цель праздника – привлечение внимания общественности к вопросу сохранности исторических памятников не только своей страны, но и защиты всемирного культурного наследия.

В Беларуси вопрос сохранности памятных мест обстоит особо остро. В силу широкого размаха хозяйственного строительства в 1934 году постановлением было принято считать устаревшими меры Указа от 1924 года, которые обеспечивали защиту памятников. Этот Указ гласил, чтобы памятные места (курганы, могильники, городища и др.) не раскапывались и не распахивались в хозяйственных целях. Также Указ предусматривал неприкосновенную охранную полосу в окружности памятников размером от сажени и более.

В 1976 году была возобновлена попытка защитить наше историческое и культурное наследие, путем принятия Закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Однако фактически этот закон не работает – в настоящее время заповедные места уничтожаются, и никто не несет за это ответственности.

В качестве положительного примера можно привести европейские страны, где с историческим наследием обращаются намного бережнее. Более того, там сохраняют не только рукотворные памятники, но и ландшафты. Во Франции, например, проводятся работы по восстановлению ландшафтов исторически значимых мест даже после археологических раскопок.

В День памятников и исторических мест проводятся различные мероприятия, например, конференции по вопросам защиты исторического и культурного наследия. Многие музеи в День исторических памятников проводят акции открытых дверей. Это значит, что, как и в Международный день музеев, осмотреть их можно без приобретения билета, т. е. бесплатно. Также в рамках Дня памятников и исторических мест можно побывать в тех исторических комплексах и зданиях, которые закрыты для посещения в обычные дни.

Кого можно поздравить в День памятников и исторических мест? В первую очередь, это, конечно, создатели произведений искусства, а также все те люди, которые способствуют поддержанию памятников и исторических комплексов в первозданном виде, способствуют их сохранности и защите. Но также День исторических памятников касается и всех нас, всех тех, кто дорожит своей историей и культурой, кто ценит прошлое и изучает его.

Сегодня отмечается Международный день памятников и исторических мест. Он был установлен ЮНЕСКО в 1983 году по инициативе профессиональной ассоциации, которая включает более 11 тысяч экспертов по всему миру – ученых, архитекторов, реставраторов.

ДАТА

Цель у этой инициативы одна – напомнить, что культурное наследие нуждается в постоянной заботе и защите.
В России примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Более 20 из них относятся ко Всемирному наследию ЮНЕСКО. Московский Кремль, архитектурный ансамбль Кижского погоста, белокаменные памятники Суздаля и Владимира, цитадель Нарын-Кала в древнем Дербенте признаны шедеврами человеческого гения.

"Никто не рождается с любовью к памятникам - она воспитывается и является результатом деятельности общества и государства. Такое мнение высказал главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, член президиума Союза реставраторов Сергей Куликов.

По его словам, коллизии законодательства с трудом преодолеваются – отсюда все «войны» между защитниками памятников и чиновниками или пользователями. Но гармонизация, преодоление коллизий в законах и сознании началась – последние три года Министерство культуры РФ предпринимает шаги, чтобы найти территориальные подходы в сохранении памятников, - отметил Сергей Куликов, - ЦНРПМ непосредственно участвует и разработке Концепций сохранения объектов культурного наследия – таких, как Соловецкий архипелаг, Выборг, Ново-Иерусалимский монастырь, Усадьбы Храповицкого под Владимиром и др.».

Как подчеркнул главный архитектор Мастерских, комплексный подход, который станет фундаментом будущего правого поля в сфере сохранения памятников, сегодня создаётся.

«Нам сегодня не хватает понимания, что памятники архитектуры – это индикатор развития качества той среды, в которой мы живем. В Испании и Италии это является основой комфортной среды – у нас такого понимания пока нет. Есть пословица – не стоит село без храма. Так и в современный город не устоит без исторического центра, без своей исторической среды – без этого его устои размываются», - считает Сергей Куликов.

Он пояснил, что «никто не рождается с любовью к памятникам – она воспитывается и является результатом деятельности государства». В том числе – посредством совершенствования законодательства и госпрограмм. «У нас появились Стратегия развития культуры, государственные основы культурной политики, но это новые документы, носящие методически-абстрактный характер - отметил Сергей Куликов. – Каждый раз, листая государственные программы, неизменно находишь разделы, где говорится о создании комфортной среды путем сохранения объектов культурного наследия. Но это должны быть не декларации, а конкретные механизмы. Конституция РФ обязывает хранить памятники, а закон гарантирует их сохранение. И властям надо выполнять эти гарантии».

Татьяна Ишкина
Внеклассное занятие, посвящённое Дню Памятников и памятных мест «Рядом с настоящим - прошлое»

Пояснительная записка

Памятники культуры – явление социальное, отражающее процесс общественного развития. Они сохраняют следы исторических событий для памяти народа .

Вопрос «корней» , связи с прошлым во имя будущего остро звучит сегодня. Самосознание нации слагается из самосознания индивидуумов – граждан Отечества.

«Почему люди так любят изучать своё прошлое , свою историю? – спрашивал В. О. Ключевский и отвечал : - Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянутся на место своего падения ».

Вот и своим мероприятием я хочу, чтобы дети «споткнулись» , задумались о прошлом своей Родины , познакомились с фактами местной истории и выяснили для себя, какое значение в нашей жизни имеет прошлое .

Цель :

помочь учащимся осознать себя частью своей страны, своей малой Родины.

Задачи :

Воспитывать чувство гражданственности, любви к России, своей «малой Родине»

Вызвать интерес учащихся к книгам краеведческого характера

Расширение кругозора детей.

Организационно – деятельный компонент

Время : внеклассное занятие

Место : класс, оборудованный интерактивной доской

Участники : воспитанники группы.

Оборудование

1. Интерактивная доска

2. Книжная выставка

3. mp3 песни «Алёша»

Ход занятия

Вступительная часть

Звучит песня «Алёша» (слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского)

Ученик 1 :

Время – вспять оно не повернётся,

Не вернётся на повторный круг.

Но история – она же остаётся

С нами. Только погляди вокруг!

Вот цари, учёные, поэты,

Чья судьба, как яркая звезда,

В бронзу и гранит теперь одеты

И остались с нами навсегда.

Ученик 2 :

А мечети, пагоды и храмы –

Древности далёкой маяки…

Уходя, история на память

Вот такие вяжет узелки.

С настоящим прошлое , сплетаясь,

Образует сказочную вязь.

Память всюду памятники ставит ,

Чтобы связь времён не прервалась.

Ученик 3 :

Сохраните памятники , люди,

Пусть не скроет их забвень –

Давайте же Иванами не будем,

Что не помнят своего родства.

Основная часть

Ведущая : Каждый год, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и памятных мест .

Человек имеет память и неотъемлемую ее функцию – забывание. Чтобы выжить, человеку нужно было помнить о самом главном. Так появились памятники . Сначала – наскальные рисунки, потом – могильные камни (без письменных знаков, а позднее – и с ними) . В конце концов возникли специальные композиции, посвящения .

Памятники устанавливаются в общественных местах , чаще всего на открытом воздухе. Они отличаются крупными размерами, долговечностью материала. Памятники увековечивают людей или события, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу , которое близко знает только сам скульптор (жене, брату, другу, тогда как создать их портреты для выставки или музея вполне возможно.

Воздействие памятника , стоящего на площади и созданного «для всех» , хочется назвать категорическим. Можно не пойти в театр, в кино, на выставку, можно не прочесть книгу, но нельзя не заметить воздвигнутый на площади монумент! И наш народ не остаётся равнодушным к произведениям монументальной скульптуры : возле памятника всегда можно видеть людей, останавливающихся, чтобы внимательно рассмотреть скульптуру. А как любят в Москве, у памятника Пушкину , назначать свидания!

На гранитных пьедесталах памятников очень часто лежат букеты цветов – трогательный знак уважения и любви нашего народа.

Ежегодно 9 Мая, 22 июня торжественно проводятся митинги и возлагаются траурные венки, букеты к мемориалам Солдатской Славы.

Давайте же проведём небольшую экскурсию по памятным местам Пролетарского района.

В Центре перед администрацией нашего района стоит памятник вождю мирового пролетариата (1917-1924) Ленину В. И.

Много памятников создано в послевоенное время.

1988г. – в районе бывшего каменного карьера открыт Мемориал памяти жертвам фашизма на месте гибели мирных жителей в годы в июле – августе 1942г;

Ведущая : Памятников много по всему миру и за каждым из них своя история. Давайте проведём с вами викторину «От маленьких до больших» . Она посвящена памятникам животным . Я думаю, вы узнаете очень много интересного! Приложение № 2

Ведущая : Над такими весёлыми памятниками можно смеяться не только 1 апреля, а круглый год! Слайд № 8

Подписи к фото :

В Марселе есть странный памятник . Гигантский палец вылезает из земли! Он возведён в честь местной морской бухты . Она имеет форму пальца

Ничего себе вилочка! Эта громадина высотой с трёхэтажный дом «торчит» из земли в норвежском городе Осло.

А этот памятник , стоящий вниз головой, находится в Австралии, в Мельбурне. Рядом с местным университетом . Это его основатель. Представляете, какие там студенты!

Кстати, там же, в Мельбурне, имеется самый большой в мире кошелёк. Подходи, всем мелочи хватит! Интересно, охотится ли ночами этот кошелёк на надоедливых голубей?

Этому брюссельскому полисмену ни за что и никогда не поймать вора. Потому что его самого поймали. За ногу.

В Испании, в городе Кандиз, в воздухе парит кран, из которого течёт поток воды. Кажется, что кран взлетает, хотя, конечно, это не так. Труба, которая его держит, просто скрыта под водой.

В Томске стоит памятник счастью . При этом это счастье выглядит точь-в-точь как волк из мультфильма «Жил - был пёс» . На пузе у волка есть кнопка. Если её нажать, волк скажет какую-нибудь фразу из мультфильма.

А этой любопытной Лос – Анджелеской Варваре стало очень интересно, что же там в здании происходит.

Мы очутились в Нидерландах, в городке со труднопереносимым названием Вестенбергстраад. Здесь машины паркуют прямо на стенах, как этот «Моррис – мини» . Вечером этот памятник старательно освещают. Видимо, чтобы кто-нибудь нечаянно не припарковался рядом .

А теперь нас ждёт Хэддингтон, обычный английский городок, славящийся безголовой акулой, застрявшей в крыше самого обычного дома.

Ведущая : Ну и немного о нестандартных памятниках со всего света .

В деловой части Франкфурта находится памятник этому непременному атрибуту современного бизнесмена – галстуку. Слайд № 9

Отличительной особенностью памятника тургеневской Му-му во французском городке Онфлер является рыбий хвост у Му-му. Слайд № 10

В Австралии существует памятник гусеницы . В 19 веке она помогла местным фермерам избавиться от неимоверно расплодившихся кактусов.

Известны два памятника в честь лягушки : в Парижском университете (Сорбонне) и Токио. Они установлены в знак благодарности (или в качестве извинения) за то, что лягушек используют при медицинских опытах.

В Воронеже уже существует памятник знаменитой собаке Белому Биму Чёрное Ухо; он украшает площадь перед кукольным театром (слайд № 11) . А на улице Лизюкова горожане поставили ещё один памятник – знаменитому герою мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова» . Слайд № 12

Продовольственный символ советской эпохи – сырок «Дружба» - украсил столицу нашей Родины. Слайд № 13

В Ижевске есть памятник земноводному , по одной из легенд, водившемуся в тех краях в стародавние времена – крокодилу!

В Канаде иммигранты – украинцы установили памятник пирогу с картошкой . Наш «ответ» - монументальный пельмень на вилке в Ижевске. Слайд № 14.

Возле Екатеринбургской областной библиотеки имени Белинского стоит памятник весьма необычному , но значительному литературному герою – человеку – невидимке. Слайд № 15

Ведущая : Мы очень хорошо отдохнули, посмеялись, а теперь в завершение нашего мероприятия хотелось бы напомнить вам о том, что памятники требуют бережного отношения к себе. Вот эти правила :

Осматривая памятники истории и культуры , необходимо проявлять высокую сознательность, соблюдать чистоту, тишину и порядок . Близ памятников не стоит устраивать шумные игры.

Недопустимо брать что-либо «на память » от архитектурных памятников . У вас дома это будет всего лишь сувенир, а памятник потеряет многое .

Нельзя своими действиями изменять и то природное окружение, ландшафт, который составляет, как правило, единое целое с архитектурными памятниками . Ведь именно сплетенные тесными многовековыми связями памятник и земля , на которой он возник, производят наиболее сильное впечатление на человека. Измени окрестную природу вырубкой леса, пожарищем, неухоженными лагерными стоянками, и памятник потеряет свою силу и красоту.

Ученик 4 :

История нетленна, как огонь,

Замрёт на миг, и вновь,

Являя пламень,

Она взойдёт, могильный сдвинув

И тот, кто к ней потянется руками,

Тот бросит сердце на её ладонь.

Ведущая : Вот такими прекрасными словами хотелось бы закончить наше мероприятие. Изучайте памятники , любите и берегите их! Спасибо за внимание. (слайд № 16)

Задачи

1. Познакомить учащихся с Международным днем памятников и исторических мест.

2. Способствовать формированию информационной культуры учащихся, пониманию информации как средства развития собственного кругозора.

3. Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям России и мира.

Форма проведения : виртуальное путешествие.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию о чудесах света.

2. Подготовить викторину, посвященную необычным памятникам мира.

3. Найти интересную информацию о памятных местах России.

4. Найти статьи в газетах и журналах о сохранении памятников и исторических мест на территории России.

5. Провести опрос учащихся по теме информационно-познавательного часа.

Опросник по теме

1. Когда был учрежден Международный день памятников и исторических мест?

2. Считаете ли вы, что такой день необходим в календаре?

3. Знаете ли вы, какие памятники нашего города имеют историческую ценность?

4. Какие исторические места в нашей стране вы хотели бы посетить?

5. Какие исторические места мира вам было бы интересно посетить?

6. Какие чудеса света вы знаете?

7. Какие исторические места вы хотели бы причислить к чудесам света?

8. Нужно ли людям знать о памятниках и исторических местах?

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель . Уважаемые ребята! Каждый человек изучает историю своей страны не только по учебникам, сказаниям и легендам, но и по тем сохранившимся памятникам истории и культуры, которыми так богаты все страны мира.

Иногда люди, если их можно так назвать, бездумно относятся к наследию прошлых цивилизаций: уничтожают памятники архитектуры и искусства - картины, здания — шедевры мировой цивилизации. Видимо, поэтому государства и народы предпринимают попытки сохранить то, что создано прошлыми цивилизациями.

И этот информационный час мы посвящаем Международному дню памятников и исторических мест.

Выходят учащиеся, готовившие информационный час.

Ученик 1 . Прежде чем мы отправимся на экскурсию по странам, континентам и эпохам, я предлагаю уточнить дату появления Международного дня памятников и исторических мест.

Ученик 2 . Этот день установлен в 1983 г. ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Он официально отмечается с 18 апреля 1984 г.

В 1924 г. в СССР был издан указ, который обязывал исполнительные комитеты следить, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую Ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».

Ученик 3 . В 1934 г. было принято постановление, согласно которому этот указ стали считать устаревшим и неактуальным вследствие огромного размаха хозяйственного строительства.

Ученик 4 . В 1976 г. в СССР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Но, к большому сожалению, можно сказать, что он остался только на бумаге.

Ученик 1 . И сегодня ситуация обстоит не лучшим образом - в стране нет соответствующих законов об охране памятников, а существующие чаще всего не соблюдаются, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания.

Ученик 2 . В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, там сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи.

Например, во Франции проводят работы по восстановлению ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок, а на севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, протянувшийся на 117 км, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи.

Ученик 3 . Давайте отправимся по городам и странам, чтобы познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями мира, откроем для себя чудеса света. Итак, вперед!

Ученик 4 . Вы спросите: «Что за чудеса света? Какие они?» А это мы сейчас узнаем. В мире существуют семь всеми признанных чудес света - знаменитый список прославленных достопримечательностей культуры Древнего мира.

Выходит группа учащихся, подготовившая рассказ о пирамиде Хеопса. Одновременно на экране появляются слайды презентации.

Ученик 1 . Первый список чудес света появился в Древней Греции приблизительно в III в. до н. э. Поначалу их было только три - пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды и храм Артемиды. В некоторых источниках автором окончательного списка называют Филона Александрийского. Вот этот список:

1. Пирамида Хеопса - великая пирамида в Гизе, Египет.

2. Храм Артемиды в Эфесе.

3. Висячие сады Семирамиды.

4. Колосс Родосский.

5. Статуя Зевса в Олимпии.

6. Александрийский маяк.

7. Мавзолей в Галикарнасе.

Ученик 2 . Я приглашаю вас в Египет. Мы находимся у подножия древнейшего памятника архитектуры, которой сохранился до наших дней. Человек, который находится у подножия, кажется сам себе букашкой. Неудивительно, ведь пирамида — это сооружение, которое до 1300 г. считалось самым большим в мире. И сегодня все теряются в догадках: как могли люди древности воздвигнуть такое колоссальное строение?

Ученик 3 . Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Высота пирамиды 137,2 м, примерно с 50-этажный небоскреб. Она сложена примерно из 2,3 млн каменных кубов, уложенных в 203 яруса. Средний вес камня 2,5 т, но есть и более крупные, до 15 т. Объем пирамиды приблизительно 2 521 ООО куб. м. Площадь ее основания - 53 ООО кв. м - равна площади пяти футбольных полей. Масса пирамиды составляет 6 400 000 т. Ее основание покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 9 м.

Ученик 4 . Пирамида была построена в XXVI в. до н. э. по указу фараона Хуфу, по-гречески его имя звучало как «Хеопс». Архитектором пирамиды считается Хемиун, визирь и родственник Хеопса. Тысячи любителей древностей, историки, археологи приезжают, чтобы еще и еще раз посмотреть на это гениальное творение. Трудно даже представить себе, что бы мы потеряли, не имея возможность увидеть пирамиды!

Выходит вторая группа, подготовившая рассказ о храме Артемиды.

Ученик 1 . А мы отправляемся в Малую Азию, в город Эфес. Здесь обессмертил себя на века царь Крез. Именно по его указу в 560 г. до н. э. был построен величественный храм. Сам город Эфес был построен за тысячу лет до этого. Существует легенда, что основали Эфес амазонки - племя женщин-воительниц.

Ученик 2 . Царь Крез решил построить храм в честь богини Луны, покровительницы животных и молодых девушек. Греки звали ее Артемидой, а римляне - Дианой. Храм был построен из известняка и мрамора, добытых рабочими в близлежащих горах. Основные конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн. Гигантские колонны выглядели величественно. Чтобы поставить их, рабочие брали огромные глыбы и скрепляли их между собой металлическими штырями.

Ученик 3 . Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов, превосходивший размерами знаменитый Парфенон, построенный позже в Афинах.

Ученик 4. Спустя 200 лет, в 356 г. до н. э., храм был сожжен дотла. Поджег его человек по имени Герострат, который просто хотел прославиться. По странному совпадению, храм был уничтожен в тот самый день, когда родился Александр Великий. Спустя годы Александр посетил Эфес и приказал восстановить храм на прежнем месте.

Ученик 1. Храм Александра просуществовал до III в. н. э. Постепенно бухту в Эфесе заносило илом, город терял свое былое значение. Он был разграблен готами, а позднее затоплялся во время наводнений. Сегодня от храма в Эфесе сохранились лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.

Ученик 2 . А сколько интересного мог бы узнать современный человек, если бы памятник древности - храм Артемиды - сохранился! Однако слава Герострата не давала и не дает многим покоя. Достаточно вспомнить памятники, уничтоженные в нашей стране и по всему миру во время Второй мировой войны.

Ученик 3 . И не только во время Второй мировой войны. Сколько исторических памятников было уничтожено в нашей стране за весь XX в.! Сколько их уничтожается и сегодня из-за бездушия и халатности современного человека!

Ученик 4. Впрочем, мы опять возвращаемся в прошлое и продолжаем экскурсию, наблюдая шедевры мировой цивилизации.

Выходит группа, подготовившая рассказ о висячих садах Семирамиды.

Ученик 1 . Мы с вами находимся в Вавилоне. Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок этого древнего города. Однако, хотя археологи и нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно. Из истории мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их.

Ученик 2 . Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены в 600 г. до н. э. по приказу Навуходоносора II, царя и повелителя Вавилонии. Сам город Вавилон лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амирис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.

Ученик 3 . Висячие сады были построены у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землей примерно на уровне 40 м. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях.

Ученик 4 . Успех садоводов зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки ведер, прикрепленных к колесу, которое вращали рабы. А потом она, по предположению специалистов, сбегала по садам ручьями и водопадами, что придавало садам невиданную красоту и диковинный вид. Исторические хроники сообщают, что толпы народа часами наблюдали за необычным видом садов Вавилона.

Ученик 1. Если бы не человеческое варварство, возможно потомки могли бы еще и сегодня любоваться красотой висячих садов Семирамиды.

Выходит четвертая группа, рассказывающая о Колоссе Родосском.

Ученик 1 . Мы находимся с вами у берегов современной Турции - в городе Родосе. Нас привело сюда желание познакомиться с памятником архитектуры и культуры древней цивилизации - Колоссом Родосским.

Ученик 2 . Колосс Родосский - так называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе - острове в Эгейском море у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее их самих неоднократно завоевывали.

Ученик 3 . В конце IV в. до н. э. народ Родоса отпраздновал победу. Он как раз благополучно отстоял свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Греки, поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ Родоса решил продать эти сооружения и построить статую Гелиоса, бога Солнца, чтобы отблагодарить его за заступничество.

Ученик 4. Мы не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. Известно, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту 33 м. Статуя была создана скульптором Харетом, на ее строительство ушло 12 лет.

Ученик 1 . Интересен подход родоссцев к созданию памятника. Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу и, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. Строительство было завершено в 280 г. до н. э. Многие века люди думали, что Колосс высился над входом в родосскую гавань, как это показано на рисунке. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани не позволяла это сделать.

Выходит группа, подготовившая рассказ о храме Зевса.

Ученик 1 . Мы находимся на территории современной Греции. Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования. Первые Олимпийские игры, по мнению историков, были проведены около 776 г. до н. э. После этого они проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет и имели большое значение: на время Игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться до места их проведения.

Ученик 2. В V в. до н. э. жители Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Ученик 3 . Он был знаменит тем, что создал до этого две статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его помощники создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса основой. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что статуя смотрелась как монолитная фигура.

Ученик 4 . Зевс восседал на троне, который был инкрустирован черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала более 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс мог встать, он пробил бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. Эта скульптура на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.

Ученик 1 . Однако спустя столетия римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но согласно легенде статуя разразилась взрывом смеха и рабочие разбежались. Затем в 391 г. до н. э., после принятия христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. до н. э. храм, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром.

Выходит группа, которая рассказывает об Александрийском маяке.

Ученик 1 . Трудно кораблям в пути и сегодня: их подстерегают бури и штормы, еще труднее было морякам тысячи лет тому назад.

Ученик 2 . Однако во II в. до н. э. появилось сооружение, которое стало не только помощником морякам, но и чудом света, чудом человеческой мысли и памятником уму человека.

Ученик 3 . Этим сооружением стал маяк. Он был предназначен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днем - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет.

Ученик 4. Маяк был построен на маленьком острове Фарос, что находится в Средиземном море, около берегов Александрии. Этот оживленный порт основал Александр Великий во время посещения Египта. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство ушло 20 лет, а завершено оно во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Ученик 1 . Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Ученик 2. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя. Общая высота маяка составляла около 118 м.

Ученик 3 . Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному подъемнику на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем находились бронзовые пластины, направлявшие свет в море. С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии более 50 км.

Ученик 4 . К XII в. н. э. Александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, переплавили на монеты. В XIV в. маяк был уничтожен землетрясением.

Выходит группа, которая рассказывает о Мавзолее в Галикарнасе.

Ученик 1. Мы находимся с вами в Галикарнасе, в древности бывшем частью Персидской империи. Ныне это город Бодрум, один из популярных курортов Турции в провинции Мугла. Мавзолей появился в Галикарнасе благодаря его правителю Мавсолу.

Ученик 2 . Приобретая все больше могущества, Мавсол стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. В своем воображении он рисовал себе необычную гробницу. Мавсол мечтал о величественном памятнике, который напоминал бы миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти.

Ученик 3 . Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения. Название гробницы происходит от имени царя, отсюда пришло в наш язык слово «мавзолей». Это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.

Ученик 4. Пепел царя хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся в основании здания. Сторожами служили каменные львы. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окруженный колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало ее скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. Все это было расположено на большой высоте, примерно 44 м.

Ученик 1. Спустя 18 столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В XIV в. христианские рыцари-иоанниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалеку. Они сложили часть крепостных стен из блоков зеленого камня, из которых была построена основная часть Мавзолея. Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и его жены Артемизии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародерами, которых привлекли золото и драгоценности.

Ученик 2 . Еще 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

Ученик 3. Хочу отметить, что до наших дней полностью сохранилась лишь пирамида Хеопса, частично - храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Классный руководитель. Огромное спасибо ребятам, подготовившим рассказ о памятниках древности, которые поражали воображение современников. Конечно, гораздо важнее было бы сохранить их для потомков, но мы еще раз убеждаемся, что человек - это существо, способное как создавать красоту, так и уничтожать ее. Очень хочется, чтобы в нашей сегодняшней жизни не было Геростратов, которые ради славы готовы сгубить все то, что принадлежит человечеству.

Сейчас во всем мире уделяется большое внимание сохранению памятников культуры. Помимо этого, повсеместно стало возникать много необычных памятников. Я предлагаю познакомиться с необычными творениями и приглашаю ребят для проведения викторины.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает несколько изображений современной скульптуры в виде пазла. Учащиеся должны сложить паззл и объяснить, о каком памятнике или скульптуре идет речь.

После того как учащиеся выполнят задание, те, кто готовил викторину, озвучивают правильный ответ.

Если памятник назван правильно, ведущие в подтверждение дают краткую информационную справку об этом памятнике или скульптуре.

Ученик 1. Пожалуй, это самый известный из самых странных памятников в мире. По последним данным, похожие скульптуры уже установлены более чем в 200 городах по всему миру, однако главный, хоть и изрядно позеленевший и утерявший былой напор струи, - все там же, в столице Бельгии - в Брюсселе. Многие люди, проходя мимо памятника, не скрывают улыбку на лице. (Писающий мальчик.)

Ученик 2. Многие считают, что этот памятник - символ морской бухты, возле которой стоит город Марсель. По многим версиям и предположениям, бухта имеет форму пальца. Памятник - хорошее напоминание о том, что можно делать и чего нельзя. Дети, видя этот памятник, перестают плакать и завороженно смотрят, взрослые снисходительно посмеиваются. {Гигантский палец, установленный в Марселе, Франция.)

Ученик 3 . Счастье, по мнению скульпторов, создавших этот памятник, выглядит как сытый волк. Он похож одновременно на Волка из «Ну, погоди!» и Волка из «Жил-был пес». На брюхе у этого «счастья» - кнопка, при нажатии на которую персонаж голосом народного артиста России Армена Джигарханяна произносит афоризмы из мультфильма. {Памятник сытому волку в Томске.)

Ученик 4 . Этот памятник - гимн столовым приборам, которые использует человек во время еды. Без этого прибора трудно есть вторые блюда. Хотя, конечно, их можно есть, но придется брать все руками. Эта скульптура выше трехэтажного дома. Глядя на эту фигуру, очень хочется тут же начать трапезничать. (Гигантская вилка, установленная в городе Осло, Норвегия.)

Ученик 5 . Этот памятник и необычен, и странен. Он напоминает женщинам о том, что есть предметы женской одежды, которые могут быть воспеты в поэме, песне или найти отражение в скульптуре. {Ноги в чулках, установленные в парке Чонбоп в Сеуле, Корея.)

Ученик 6 . Легендарные работы великого Фаберже, который годами корпел над своими творениями, можно увидеть лишь в музейных коллекциях. А этот шедевр, называемый по-украински «писанка», видно за километры. Обхватить его могут лишь 20 человек вместе, разбить его можно только тяжелой артиллерией, однако при его сооружении не пострадал ни один цыпленок. {Гигантское пасхальное яйцо в городе Вегревиллъ, Канада.)

Ученик 7 . Стоит только выйти на улицы города Красноярска, и ваше воображение потрясет памятник, который установлен на главной площади города. Эта скульптура изображает людей, выполняющих свою работу. Без людей этой профессии не обходится ни один дом, ни одна квартира. Если что-то неисправно, они тут же придут на помощь. Их добрые лица и желание помочь вызывают улыбку горожан, которые приходят полюбоваться на скульптуру. (Скульптура «Веселые сантехники».)

Ученик 8. Этот памятник установлен в городе Дюссельдорфе в Германии. Он прославляет профессию, с помощью которой мы можем навсегда остаться детьми или молодыми, достаточно только посмотреть в глазок этого аппарата, услышать, что скоро вылетит птичка, - и ты запечатлел себя на века. Эта скульптура поставлена в знак уважения к людям, которые являются хранителями вечности. {Скульптура фотографа.)

Ученик 9 . Эта скульптура установлена в России, в Екатеринбурге. На постаменте - две босые ноги и надпись о том, что он еще вернется. Он - это человек, которого трудно увидеть, еще сложнее услышать. Это странное сооружение вызывает смех и немного - страх. А вдруг он действительно здесь, хотя люди его не видят? {Человек-невидимка.)

Ученик 10 . Эта скульптура установлена в городе Минске на привокзальной площади. Бедная девушка пережидает непогоду.

Чувствует она себя, видимо, не совсем уютно, так как на дворе идет дождь, а зонт почему-то не может ей помочь... (Скульптура девушки с абсолютно дырявым зонтом.)

Ученик 1 . Сменяются века, столетия, человеческая мысль развивается. И вот уже на смену чудесам света прошлого приходят новые.

Ученик 2 (показывает цифры). 07.07.07. Посмотрите на эту дату и запомните ее. Именно 7 июля 2007 г. в Лиссабоне, в Португалии, состоялся финал конкурса на звание «Чудо света». Новые чудеса света получили официальный статус. А семь уже давно признанных чудес света будут именоваться «бывшие семь великих чудес света».

Мировой конкурс по выявлению семи новых чудес света стартовал в 2005 г. Инициатива принадлежала швейцарскому бизнесмену Бернарду Веберу, который создал компанию с названием «Семь новых чудес света» и привлек к проекту группу международных экспертов.

Ученик З. С 2005 г. люди со всего мира голосовали в Интернете, посылали SMS-сообщения, звонили и оставляли свои голоса за новых претендентов на звание «Чудо света». Новая семерка чудес света получила не менее 19 млн голосов. Таким образом, это голосование стало самым крупным в истории Интернета. На конкурс было прислано более 200 заявок, но право на участие в конкурсе получил всего 21 объект-кандидат.

Ученик 4. И сегодня мы хотели бы назвать те современные чудеса света, которыми будет восхищаться человечество на протяжении последующих веков. Вот они:

1. Дворец Тадж-Махал, Индия.

2. Эйфелева башня, Париж.

3. Статуя Свободы, Нью-Йорк.

4. Древний город Петра в Иордании.

5. Московский Кремль и Красная площадь.

6. Римский Колизей.

7. Великая Китайская стена.

Ученик 1 (сопровождает показом презентации). В число лучших памятников и сооружений человечества вошли также:

Акрополь, Афины;

Дворец Альгамбра, Испания;

Стоунхендж, Англия;

Храм Ангкор-Ват, Камбоджа;

Моаи - фигуры с острова Пасхи;

Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро;

Археологический комплекс города инков Мачу-Пикч, Перу;

Пирамида в Чичен-Ице, Мексика;

Храм Киомицу, Киото;

Замок Нойшванштайн, Германия;

Средневековый город Тимбукту, Мали;

Здание Оперы, Австралия, Сидней;

Храм Святой Софии Константинопольской Айя-София, Турция;

Пирамиды в Гизе.

Надо отметить, что в этот список вошли также полярные льды и Национальный морской парк северо-западных Гавайских островов.

Классный руководитель. Как хорошо, что в нашем календаре памятных дат есть праздники, которые напоминают о необходимости сохранить те достопримечательности, что принадлежат настоящему и будущему. Хочется верить, что они никогда не повторят судьбу храма Артемиды. Мы же, в свою очередь, станем хранителями и защитниками всего самого прекрасного, что есть в нашей стране.

II. Подведение итогов . Определение темы следующего информационного часа