Спартанская и афинская системы воспитания. Афинская система воспитания и образования Афинское и спартанское воспитание сравнительная таблица

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».

Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.

Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы - своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) - представитель государственной власти, а непосредственное руководство - эйрены - юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо - для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение - для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи - способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях - агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку - публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба - педагога. С 7 лет дети поступали в школу.

В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными.

Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях - беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома - гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

Сходство воспитания в Афинах и Спарте:

· До 7 лет дети воспитывались в семье

· Женское образование не было развито, девочки воспитывались дома.

Отличия:

· Направленность воспитания в Афинах - гармоническое и ум и тело, в Спарте - ставка на физическое воспитание

· В Спарте - обучение происходило в агелах, в Афинах - обучение было двуступенчатым: сначала - палестры, потом - гимнасии.

(Документ)

  • Реферат - Педагогическая теория М.Монтессори: свобода личности, самовоспитание и самообучение (Реферат)
  • Подласый И.П. Педагогика (часть 2) (Документ)
  • Курсовая работа - Карл Орф и его система музыкального воспитания детей (Курсовая)
  • Презентация Обобщающая структура процесса воспитания (Реферат)
  • Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций (Документ)
  • Реферат - Понятие и структура процесса воспитания (Реферат)
  • Реферат - Эстетическое воспитание студентов ВУЗа (Реферат)
  • Шпоры по методике физического воспитания (Шпаргалка)
  • Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом (Документ)
  • n1.doc

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТКИ
    Реферат

    По дисциплине «Педагогика»
    На тему

    «Спартанская и афинская системы образования»

    Москва, 2009

    Системы образования в Спарте и в Афинах


    • Воспитание строгостью в Спарте…………………....5

    • Воспитание искусством в Афинах………………….. 9
    Заключение ……………………………………………………..12

    Список используемой литературы…………………………….14

    Вступление
    Педаго́гика (греч. «детоведение, детовождение») - наука о воспитании, обучении и образовании человека .

    В Древние века соперничали два великих города - Афины и Спарта. Афиняне считали свой город «сердцем Эллады». А Спарта славилась своими непобедимыми воинами, суровым воспитанием юношей и своеобразными законами. Именно в этих двух центрах Древней Греции сложились две совершенно противоположные по своим направлениям, смыслу и методике системы воспитания молодого поколения.

    С

    партанская система образования отличалась жесткостью и жестокостью в педагогическом подходе. С раннего возраста дети подвергались жесточайшему отбору и сложнейшим испытаниям. Целью этого был отбор сильнейших и отсеивание слабейших. Только сильный, храбрый и мужественный мог стать полноправным гражданином Спартанского государства. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль". Главным законом было равенство всех жителей Спарты, начиная от царя и заканчивая рядовым гражданином. Поэтому в Спарте не собирали предметы роскоши, не коллекционировали предметы искусства.

    Афинская же система образования опирается в большей части на развитие внутреннего мира, восприятия прекрасного и стремления к нему. Конечно же, нельзя сказать, что афиняне были пацифистами и не умели держать оружия в руках, нет. Они были прекрасными воинам – смелыми и храбрыми, но для них существовали и другие ценности, нежели войны и завоевание новых земель. Они любили музыки (каждый образованный афинянин обязан был уметь играть на музыкальных инструментах и петь), обставляли свои дома с роскошью, украшали их статуями и шикарными вазами. Афиняни любили жизнь и делали все, чтобы прожить ее с удовольствием.
    Системы образования в Спарте и в Афинах

    Воспитание строгостью в Спарте


    Спарта (Лакония, Лакедемон) – одно из самых могущественных и известных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей.

    В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называла себя «общиной равных». Создателем Спартанского государства, законодателем и главнокомандующим был Ликург (IX в. д.э.) – сильный, властный, волевой и жестокий правитель, учредивший в Спарте свои законы «равенства». В Спарте существовал закон, согласно которому никто не должен был носить одежду неподобающего цвета и быть полнее, чем необходимо. Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартанские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения до смерти проходила под неусыпным контролем.

    Все мужчины Спарты обязаны были быть воинами, сильными и смелыми, готовыми в любую минуту отдать свою жизнь ради отечества. Для этого все жители Спарты мужского пола (некоренные жители не проходили данную систему воспитания), начиная с младенчества, подвергались жесткому отбору, тренировкам и испытаниям. Таким образом, Ликург хотел создать идеальное государство, в котором будут жить только отличные и сильные войны. Свою систему военного воспитания Ликург назвал «Система Агогэ».

    При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты (расщелина в горах Тайгета ), где очень долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытания, не смотря на то, что это были грудные дети. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. Так считалось, что мальчиков приучат к выносливости и боли.

    В 7 лет мальчиков отбирали у родителей и отправляли в специальные военные лагеря. Там они проходили сложную систему воспитания, учились выживать. Те, кто не справлялся - погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет, которая выдавалась только один раз в год. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мыться мальчикам разрешали также только раз в год. Кормили детей скудно. Все это делалось, чтобы приучить к сложным условиям во время военных действий. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами - воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Если же кто-то из мальчиков попадались на воровстве, то их били нещадно – не за кражу, а за неловкость. Таким образом, юноши с ранних лет были вынуждены вести себя жестко, жестоко и беспощадно – чтобы выжить. Но в этой системе имели место не только физическая и боевая подготовки, но и обучение чтению, письму. Мальчиков приучали подолгу молчать и говорить кратко и четко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эта суровая система образования была направлена главным образом на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

    Но все же будущим воинам разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии - мальчики бегали в соседние деревни илотов (земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами ). Днем молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов. Грабили и сжигали деревню, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают. Эти набеги позволяли держать илотов в постоянном страхе. Даже «отдых» от жестких физических тренировок был направлен на воспитание жестокости и на восприятие человеческой жизни (жизни не воина), как самой дешевой и не очень важной.

    В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку.

    В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание - им нужно было попасть в храм Артемиды (богиня охоты , богиня плодородия , богиня женского целомудрия ), находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» на алтаре Артемиды. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и публично начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Жрецы могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Так отсеивались слабые. Выдержав испытание, признанные воинами получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе. К 20 годам юноши становились мужчинами, воинами, которые, не задумываясь ни минуты, могли избить и отобрать жизнь.

    Спартанская система воспитания применялась и для девушек. Правда, конечно же, в облегченном и в укороченном варианте, нежели у юношей. Кроме традиционных обязанностей, включавший в себя домоводство, уход за детьми, музицирование, существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении своего здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

    Воспитание искусством в Афинах
    А

    фины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры.Г лавным божеством страны и города Афин , покровительницей афинян была богиня войны, мудрости, покровительница наук и ремесел Афина. Во времена «Золотого века» Греции (около 500 до н. э. до 300 до н. э.) Афины были центром культуры и интеллигенции, и являлись колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, сегодня называются «западной цивилизацией».

    Более полной и развитой, по сравнению со спартанской, была афинская система воспитания. Большая роль в афинской системе воспитания отводилась искусству, литературе, музыке. Афинское образование в школах для мальчиков заключалось в изучении трёх групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. В Афинах существовала классификация школ: школа грамматиста, школа кифариста, школа палистра, гимназия и эфибия (в последних двух имели право учиться только дети из знатных и обеспеченных семей).

    Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Девочек учили готовить, шить, убираться, вести домашнее хозяйство, музицировать, петь. Их воспитание этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты. А несколько позже одновременно занимались музыкой, пением (в том числе, хоровым), декламацией в школе кифариста. Мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной, затем девятиструнной лире и кифаре. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние на разум и мышление человека. Платон утверждал, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели.

    С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Чтобы укрепить не только внутренний мир, но и развить физическую силу.

    Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику.

    Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин . Именно эти граждане составляли «верхушку», «сливки» общества.

    Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Риторская школа Марка Фабия Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан (римский ритор, учитель красноречия) исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания:


    • Подражание;

    • Наставление;

    • Упражнение.
    По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Его главный научный труд "Наставление в ораторском искусстве" - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это, по сути, педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике. Афинская система образования является классической, так как в основном построена на изучении наук и искусства.

    Заключение

    Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская.

    В спартанской системе основополагающим фактором были физическое воспитание и воспитание силы духа. Спартанцы воспитывали воинов, которые должны были защищать и охранять свои земли от других народов. Ведь, спартанцы были очень замкнутым и консервативным народом, которые считали свое государственное устройство единственно правильным и возможным. Любой воин Спарты должен был обладать прекрасной физической подготовкой, великолепно владеть оружием и говорить кратко и четко. Даже сейчас мы часто говорим «спартанское воспитание» или «он растет в спартанских условиях», это означает, что ребенок воспитывается в строгости и покорности. Спартанцы не признавали предметы роскоши, потому считали, что все граждане должны жить в одинаковых условиях и ничем никто не мог выделяться из общей массы, даже царь.

    Афинская же система не была такой жестокой и беспощадной, но достаточно требовательной. Большую роль афиняне отводили приучению подрастающего поколения к прекрасному, прививанию любви к искусству, музыке, литературе. Каждый гражданин Афин должен был играть на музыкальных инструментах, петь, быть хорошим оратором и уметь поддержать любую беседу. Афиняне так же славились своей боевой подготовкой, тактикой ведения боя, чему они тоже обучались. Любой афинянин стремился жить лучше, окружить себя предметами роскоши, шикарно обустроить свой дом. Рациональность воспитания искусством очевидна. Этот способ воспитания является наиболее действенным, обоснованным и универсальным в плане духовного развития детей и общества в целом.

    Таким образом, перед нами две абсолютно противоположные системы образования: одна основана на тирании и строгости, другая – на изучении искусства, наук и музыки.
    Список используемой литературы:


    1. Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. «Ораторское искусство в древнем Риме» М., 1976.

    2. Кузищина В. И. «История Древней Греции» М., 1996.

    3. Винищук Л. «Люди, нравы и обычаи Греции и Рима» М., 1988.

    4. «Педагогический словарь» М., 1995.

    С VII по IX века до н.э. в Древней Греции наибольшее влияние имели 2 города-полиса: Афины и Спарта. В каждом из них оформился собственный уклад жизни общества и своя система воспитания детей. Рассмотрим подробнее Афинскую систему воспитания. Несмотря на то, что афинская система воспитания канула в лету, у древних греков есть, чему поучиться.

    Афинское общество

    В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.

    Афинская система воспитания

    Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.

    До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.

    С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.

    С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.

    Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.

    Физическое воспитание детей и юношей

    Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.

    Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.

    Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

    Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев

    Развитие физической культуры в Древней Греции.

    в классический период

    Наивысшего развития физическая культура и спорт дос­тигли в VIII - IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладель­ческих отношений в Греции.

    Учитывая зависимость отэкономического, политического и культурного развития, военной организации и системы вос­питания в том или ином греческом государстве определя­лись задачи, средства, формы и методы физического воспи­тания. Наиболее типичными в данном отношении были Спар­та и Афины.

    Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Цен­тральной задачей физического воспитания было формиро­вание подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчи­няющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, в случае если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пелœенали, чтобы они вы­росли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 - 347 гᴦ. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста͵ отнимали у родите­лей и передавали в распоряжение государственных воспи­тателœей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каж­дый ребенок привыкал к физическим и душевным испыта­ниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.

    Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, уст­раивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.

    Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай - криптий. Он означал испытательный год, в течение которо­го 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь

    вместе с руководителœем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнасти­ка).

    Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испы­таниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.

    До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечива­ли порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.

    По иному осуществлялось физическое воспитание в Ат­тике с центром в Афинах. Воспитательная и образователь­ная системы в Афинах в V - VI вв. до н.э. не ограничива­лись только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно со­стоять из умственного, нравственного, эстетического и фи­зического воспитания.

    Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспи­тываться дома, а юноши до 16 лет посœещали государствен­ную или частную школу. Οʜᴎ проходили обучение в муси-ческой (от слова ʼʼмузаʼʼ; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гим-нос - обнаженный). В гимнастических школах - палестрах (пале - борьба) - обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.

    С 16 - 18 лет юношей после гимнастических и мусиче-ских школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо заня­тий физической культурой изучались политика, философия и литература.

    С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.

    Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев" 2017, 2018.

    Эпоха Античности (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), охватывающая историю Древней Греции и Древнего Рима, явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философско-педагогической мысли и практики образования.

    В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. Наиболее яркими и во многом полярными образцами древнегреческого воспитания по праву считаются афинское, сложившееся в экономически и культурно развитом демократическом государстве, игравшем ведущую роль в Аттике, и спартанское, рожденное в стороне от торговых морских путей в аграрной и военнизированной Лаконии, где традиционно правили цари и Совет старейшин.

    В Афинах государство законодательно не обязывало граждан получать образование, однако, несмотря на это, среди свободнорождённых жителей полиса не было неграмотных людей. Высокий общий уровень образованности косвенно подтверждается и тем фактом, что в период расцвета афинской демократии при правителе Перикле представителей в народное собрание, имевших полномочия принимать решения затрагивающие интересы всех горожан, избирали по жребию.

    Стремление к знаниям было обусловлено сложившимися в веках традициями, которые древними греками порою воспринимались выше законов. Суть общественного мнения по поводу данных традиций хорошо выразил Платон, который считал, что долг родителей дать детям хорошее образование. Если же родители не выполняют эту свою миссию, то они, тем самым, дают детям право в будущем не исполнять сыновний долг и не заботиться о них в старости.

    Образовательная программа в афинской системе охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического». Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калокагатии» – красоты и добра, слитых в человеке воедино. Именно из него вытекает идея гармонического развития личности, которая в течение долгих веков служила и продолжает служить целевым ориентиром для многих педагогов.

    До семи лет воспитанием ребёнка занималась семья, развивая его физически, прививая чувство прекрасного и давая основы нравственного поведения.

    Когда мальчику исполнялось семь лет, его отправляли учиться в школу. Со стороны семьи, если конечно у неё был определённый достаток, к ребёнку прикрепляли раба, которого называли педагогом. Этот раб сопровождал своего маленького господина до места учёбы и обратно, неся его школьные принадлежности и следя за тем, чтобы тот вёл себя по дороге прилично, соблюдая нормы общественного этикета. А потому неудивительно, что слово «педагог» в буквальном переводе с древнегреческого означает ни что иное, как «детоводитель».

    В Афинах существовало два типа школ: мусические и палестры. Они были частными и платными, но плата была по карману даже самым бедным, так как учителя за свой труд получали очень мало.

    В мусической школе дети последовательно обучались у учителя-грамматиста и учителя-кифариста.

    Грамматист давал детям навыки чтения, письма и счета. Его подопечные знакомились с произведениями Гомера, Эзопа, Гесиода, Софокла и других известных древнегреческих авторов. Грамоту осваивали буквослогательным методом, для письма использовали вощённые дощечки – «церы», на которых заостренными палочками – «стилями» выводили буквы и числа, тексты и арифметические действия. При решении примеров применялось специальное вычислительное средство – «абак», напоминающее собой счеты, которыми люди пользовались ещё в не столь отдаленном времени, вплоть до массового появления электронных калькуляторов.

    Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором. Под его руководством дети разучивалиразличные гимны и ритуалы, применяемые на праздниках в честь олимпийских богов.

    В школе палестры подростки попадали к учителю педотрибу. Он занимался с ними гимнастикой и различными видами спорта по олимпийской программе. При этом главное внимание, в соответствии с идеалом «калокагатии», акцентировалось не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела.

    По окончании мусической школы и палестры юноши из благородных семей могли продолжить образование в афинских гимнасиях и философских школах других греческих городов.

    Что касается девочек, то они в Афинах получали домашнее воспитание, ориентированное на подготовку к будущей семейной жизни. В отличие от мужчин, женщины почти не участвовали в общественно-политической жизни полиса. Более того, устоявшиеся нормы приличия запрещали им публично блистать своим остроумием и начитанностью. Так себя вести в присутствии сильного пола дозволялось лишь гетерам.

    Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства, которое для проведения своей идеологии и осуществления контроля назначало специального чиновника – «педонома».

    Главными направлениями в спартанской системе воспитания были военно- физическое и патриотическое, цель которых состояла в подготовке воина-патриота, полностью подчиняющего личные интересы, интересам социальной группы. Что касается интеллектуальной подготовки спартанцев, то она ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и ритуальных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, её истории, героях, религии и обрядах.

    Общественное воспитание мальчиков было обязательным. Оно начиналось с семи лет и состояло из трёх циклов: двух циклов по 4 года и завершающей 5-летней «эфебии».

    С первых дней занятий детей приучали к дисциплине и умению повелевать и подчиняться. В соответствии с возрастом их делили на отряды – «агелы» и более мелкие «илы». Во главе этих отрядов назначался командир из числа воспитанников. Мальчики должны были беспрекословно подчиняться непосредственно ему, а также всем вышестоящим начальникам и взрослым воинам. Главное внимание уделялось физической подготовке, однако, в отличие от Афин, на первый план выдвигалось не формирование красивого атлетичного тела, а приобретение таких, необходимых для солдата качеств, как воля в достижении цели, выносливость, ловкость, умение терпеть боль и др. Все эти качества, а также лидерские задатки ярко проявлялись в драках, которые поощрялись среди детей и рассматривались как важный метод подготовки воина.

    По достижении 15 лет подростки проходили обряд инициации (посвящения). На центральной площади Спарты перед алтарём Артемиды их били прутьями по обнажённым телам, а они молча и с достоинством переносили данную экзекуцию. После этого подростки переходили в статус юношей, для которых начинался очередной и последний этап спартанского воспитания – «эфебия».

    «Эфебия» – есть целенаправленное военная подготовка. Воспитанники учатся владеть оружием, изучают и тренируются в тактике ведения боя в атаке и обороне, в несении дозора, в разведывательной деятельности и т.п. Для закрепления полученных навыков порой устраивалась охота на сбежавшего или специально отпущенного раба, которого надо выследить, догнать и убить.

    В завершении «эфебии» юноши должны были пройти «криптию». Суть её состояла в том, что молодые люди уходили из города в лёгкой одежде и в течение года скитались в одиночестве по стране, самостоятельно добывая пропитание, устраиваясь, где придется, на ночлег и, скрываясь ото всех, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Успешно прошедшие «криптию» становились полноценными воинами и получали право трапезничать вместе со взрослыми мужчинами.

    Что касается спартанских девочек, то они специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдатскими женами и матерями. На них возлагалась важная социальная роль по ведению хозяйства, управлению рабами и даже защите своего поселения от нападения врага, в то время когда мужчины находятся в военном походе. Как матери, они заботились о том, чтобы их сыновья стали настоящими сильными мужчинами, даже в том случае, если их если отцы погибли.


    Похожая информация.