Логопедические занятия. Конспект фронтального логопедического занятия «В гостях у Федоры План конспект фронтального занятия по логопедии

Разработала учитель - логопед

Налетова Екатерина Анатольевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 17

города Подольска Московской области

Цели:

  • закрепить навык правильного произношения звуков [г] - [г`];
  • продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [г] - [г`];
  • развивать фонематическое восприятие;
  • продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
  • закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
  • учить согласовывать прилагательное с существительными в прямом и косвенном падежах;
  • учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
  • закрепить образ буквы Г;
  • развивать общую и тонкую моторику;
  • развивать высшие психические функции.

Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.

Ход занятия:

Введение в занятие .

«Игра «4-й лишний».

Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ

ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА

ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК

САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ

Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:

Назови любой фрукт. (Апельсин) и т.д.

1. Знакомство с темой:

Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика ?

  • В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
  • Дайте его характеристику?
  • Это согласный, твердый, звонкий, звук.
  • Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги ?
  • В словах герань, сапоги общий звук [г`]
  • Охарактеризуйте этот звук?
  • Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

2. Развитие фонематического восприятия:

А. Игра «Телефон».

Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.

Сначала я позвоню Роме.

Га - га - гя, гя - гя - га

го - ге - го, гэ- гэ - ге

гю - гю - гу ги - гы - гы

Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.

Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

Слоговая цепочка оговаривается заранее:

Например, га - гя и гу - гу - гю.

га - гя - га - гя…

гу- гу - гю - гу - гу - гю…

В. Игра «Теннисисты».

У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].

«Голуби - гости города».

Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

Вас спасем от голода ! Вы же гости города !

(Е. Налетова)

3. Звуковой анализ - синтез обратных и прямых слогов.

Игра «Угадайка».

Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

Сколько звуков ты услышал(а)?

Назови первый звук?

Какой это звук?

Назови второй звук.

Какой это звук?

Определи количество звуков в слоге?

Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

АГ, УГ, ЭГ и т.д.

ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

5. Звуковой анализ - синтез слов.

Игра «Отгадай картинку».

Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)

Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах г олубь, у ши, с иница, и грушки и соединить их в 1 слово.

Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).

Какой он?

Это согласный, твердый, звонкий звук.

Какой квадрат положим?

Положим синий квадрат.

Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).

Какой он?

Это согласный, мягкий, глухой звук.

Какой квадрат положим?

Положим зеленый квадрат.

Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы - [и]).

Какой он?

Это гласный звук.

Какой квадрат положим?

Положим красный квадрат.

Фронтальный опрос:

Сколько всего звуков в слове «гуси»?

Сколько согласных твердых звуков?

Какой?

Сколько согласных мягких звуков?

Какой?

Сколько гласных звуков?

Какие?

Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

6. Согласование прилагательных с существительными.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

Игра «Чего не стало?»

Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

(Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

9. Работа с буквой Г.

А. Выкладывание буквы Г из спичек.

Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

Б. Игра «Узнай букву»

Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

10. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

Мы учились различать звуки [г]-[г`] .

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, твердый, звонкий звук.

Звук г - какой?

Звук [г] - это согласный, мягкий, звонкий звук.

Какой буквой обозначаем звуки [г] - [г`]?

Звуки [г] - [г`] обозначаем буквой Г.

Оценка деятельности детей.

Задание на коррекционный час.

Ещё по данной теме:

Задачи:

Образовательные.

Развивающие.

Воспитательные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Прогулка с Красной Шапочкой»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК”

(МАДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

«Прогулка с Красной Шапочкой»

Исполнитель: учитель-логопед

Е.К. Сумина

Задачи:

Образовательные. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи и фрукты, ягоды» на основе систематизации и обобщения знаний. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование синтаксической стороны речи. Закреплять четкое произношение гласных звуков и умение выделять их из звукового ряда.

Развивающие. Развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной моторики; повышение общего тонуса организма путём мышечной стимуляции.

Воспитательные. Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; чувство товарищества, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.

Оборудование. Комплект фруктов и овощей, корзины, интерактивная доска, развивающая интерактивная игра «Меткий стрелок», дидактический дом с окошками, карточки символы гласных звуков, картинки на гласные звуки, костюм Красной Шапочки, волшебная палочка.

Ход занятия

    Организационный момент.

(Создание эмоционального, положительного фона. Логопед организует приветствие, говорит детям, что рад видеть их. Приглашает детей отправиться в сказку Шарля Перро, а как называется, сказка воспитанники должны догадаться. (Дети закрывают глаза)

Логопед. Один, два, три сказка в гости к нам приди. (В этот момент появляется Красная Шапочка).

Логопед. Ой! Кто это? В какую сказку мы с вами попали? Давайте не просто расскажем эту сказку, по новому, но и покажем её.

    Артикуляционная гимнастика.

Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась. Упражнение «Улыбка». Удержать 10 секунд. Приготовила чашечку, чтобы попить чай. «Чашечка», повторить 5 раз. А чай она пила с вкусным вареньем. «Вкусное варенье» - слизать кончиком языка «варенье» с верхней губы. Затем она почистила зубки. «Почистим зубки». После завтрака Красная Шапочка стала играть на дудочке. «Трубочка» - удерживать 10 секунд. Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакала лошадка. «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка. Лошадка стала стучать копытом, а Красная шапочка взяла барабан и начала бить в барабан. «Барабанщик».

Но тут пришла мама и попросила Красную Шапочку сходить к бабушке и отнести ей корзинки.

Логопед. О чём ты задумалась Красная Шапочка?

Ребёнок (СОНЯ). Мама оставила много корзинок для бабушки, как я их одна отнесу?

Логопед. Что же делать ребята?

Логопед. Наши ребята дружные, они всегда приходят на помощь другу, и они помогут тебе.

Логопед. Обращает внимание детей. Домик бабушки находится далеко и нам придётся пройти много испытаний, чтобы туда попасть.

Логопед. Чтобы нам не было страшно идти, давайте скажем чистоговорку.

КА-КА-КА – ух дорога далека.

КО-КО-КО – мы пройдём её легко.

Логопед. Предлагает мальчикам взять корзины, а девочкам взять мальчика за руку. Дети подходят к панно с деревьями и видят, что много листьев опало.

    Дыхательное упражнение «Листопад».

Красная Шапочка и дети подходят к домику.

Логопед. Жители дома, наверно, ещё не проснулись. Все окна в домах тёмные. Давайте попробуем отгадать, кто живет в этом доме? Откройте окошки.

    Упражнение «Отгадай».

По артикуляции, изображённой на карточке, дети определяют, какие звуки живут в доме и подбирают картинку, которая начинается на данный звук.

Логопед. Какие это звуки, каким цветом мы их обозначаем в схеме?

Логопед. Вижу впереди охотника. Пойдёмте, посмотрим на кого он охотиться.

    Интерактивная игра «Меткий стрелок» - закреплять умение анализировать звуковой состав слова, развивать фонематический слух.

Логопед. Вы были меткими стрелками, молодцы. Я предлагаю вам отдохнуть.

    Физкультминутка с элементами самомассажа «Строим дом»

Где ты, носик?

Носик, носик! (Провести указательными пальцами по крыльям носа.)

Лобик, лобик!

Где ты, лобик? (Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам.)

Щёчка, щёчка!

Где, ты щёчка? (Пальцами погладить щёки сверху вниз.)

Буду чистеньким я очень. (Погладить ладонями шею, уши, ладони друг о друга.)

А братья с утра до ночи работают, не покладая рук.

Целый день тук да тук. (Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)

Раздаётся звонкий стук. (Похлопывание ладонью по правой руке.)

Молоточки стучат, (Поколачивание правым кулачком пор левой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, (Поколачивание кулачком по правой руке.)

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек, (Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.)

Этот дом для зайчиков, (Растирание кулачком правой руки.)

Это дом для девочек, (Быстро «пробежаться» пальцами правой руки по левой от кисти к плечу.)

Этот дом для мальчиков. («Пробежаться пальцами по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём, (Погладить ладонью правую руку.)

Будем песни распевать. (Скользящие хлопки ладоней друг о друга.)

Веселиться и плясать. («Пружинка»)

Логопед. А вот и дом бабушки. Бабушки дома нет. Давайте мы посмотри, что в корзинках поможем бабушке разложить все предметы по группам. Для этого вы посмотрите, что у вас в корзинке или в мешочке. Посчитайте, сколько предметов и с помощью картинки расскажите, что можно приготовить из этого предмета. (Ответы детей.)

Логопед. У нас получилось 3 группы предметов. Давайте скажем, чего стало много. (Ответы детей).

Логопед. Я думаю, бабушка будет довольно, как мы всё разложили.

Логопед. Нам пора возвращаться в детский сад! (Дети делают круг, закрывают глаза, Красная Шапочка уходит.) 1,2 в детский сад нам пора!

Итог занятия.

Логопед. Скажите, в какой сказке мы побывали. Кто просил у нас помощь? Что мы раскладывали по группам. Какие звуки нам встретились.

Логопед. А это, что за корзина? Это Красная Шапочка отблагодарила вас за помощь и отзывчивость.

Людмила Козинова
Конспект фронтального логопедического занятия «В гостях у Федоры»

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема : «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ » .

По мотивам сказки «Федорино горе » К. И. Чуковского.

(подготовительная группа)

Составила учитель-логопед КОЗИНОВА Л . В.

(г. Санкт-Петербург)

Цель занятия : закрепить знания детей по теме : «посуда» , «продукты» .

Коррекционно-образовательные цели :

Уточнить и активизировать словарный запас по теме «Посуда» .

Совершенствовать грамматический строй речи : закреплять навык правильного образования относительных прилагательных, существительных в Р. п. ед. ч., согласовании числительных с существительными, закреплять навык употребления глаголов в рамках лексической темы, закреплять навык правильного употребления предложно-падежных конструкций .

Закреплять навык фонематического анализа и синтеза (выделение первого, последнего звука в слове, определение количества и места звука в слове, схемы 3,4,5,6-звуковых слов; синтез слов, состоящих из 3,4,5-звуков и букв).

Закреплять навык слогового анализа слов .

Формировать понятие ударный гласный.

Закреплять графический образ букв.

Закреплять навык анализа предложения.

Продолжать работу по совершенствованию связной речи.

Коррекционно–развивающие цели :

Развивать логическое мышление (путем исключения)

Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Развивать восприятие формы, цвета и величины.

Развивать общую моторику (координация речи с движением)

Коррекционно-воспитательные цели :

Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, умение слушать ответы товарищей.

Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у дутей.

Оборудование :

Картинки, предметы, макеты (посуды, продуктов, звуковые схемы, раздаточный материал.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети заходят, здороваются.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ .

Кто- то плачет там за дверью,

Кто-то что-то потерял.

Ну-ка дети отгадайте

Кто-же, там стучится к нам?

Вносится кукла - «Федора » . Она говорит :

«Убежала от меня посуда,

Было ей у меня худо.

Вы, ребята, помогите мне посуду возвратите!»

Дети, давайте поможем Федоре вернуть посуду . Для этого нам нужно будет выполнить все задания, которые встретятся у нас на пути.

«Мы пойдем болотами, мы пойдем тропинками,

По полям и лесам дремучим, все преграды одолеем

и вернем тебе посуду». Раз, два, три в стане посуды очутись.

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ .

1. Игра «Избушка на полянке» (на полянке стоит избушка, она закрыта на ключ.) давайте подберем к ней ключик.

Ключ не синий, не круглый, не большой…

В доме спрятана посуда, которая убежала от Федоры .

Что это? – Это стакан

Это салатник

Это супница

Это сковорода

Это самовар

Это соусник, сахарница и т. д.

Скажите, какой звук мы слышим во всех словах?

(во всех словах слышится одинаковый звук С- он согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

2. Ига : «Разложи посуду по коробкам» .

Федора запуталась куда ей положить посуду. У нее есть

три коробки. В первую коробку ей нужно положить посуду

в названии которой звук С стоит в начале слова. (например :

самовар, салатник, стакан) схема.

Во вторую коробку положить посуду, в названии которой звук С стоит в середине слова (кастрюля, миска) .

В третью коробку положить посуду, в названии которой

звук С стоит в конце слова (поднос) .

3. Что-то, случилось с посудой, у нее пропали части.

Игра : «Какой части не хватает?»

Самовар без носика.

Сахарница без ручки.

Чайник без крышки и т. д.

4. Игра : «Где части от посуды?»

(Нужно составить предложения с предлогами) .

Носик спрятался к миске и т. д.

5. Динамическая пауза. Речь с движением.

Мыть посуду - не пустяк.

Блюдца мокрые скользят,

Ложки падая, звенят.

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

Т. Петухова.

6. Игра : «Что за каша?»

На ощупь узнать, какая крупа в горшочке? И сказать какую - кашу можно сварить из этой крупы?

Пшено – пшенная, греча – гречневая, геркулес – геркулесовая

7. «Исправьте предложения» .

Федора запуталась и не знает, как правильно сказать?

Так бывает или нет?

Каша приготовила Машу.

Ватрушка купила старушку.

Миска кушает из киски. И. т. д.

8. Тарелки развалились на части.

Игра : «сложи тарелки» .

(Бумажные тарелки разрезаны на части. На каждой части написан слог. Сложить слово – тарелку из слогов ).

Мис – ка, со – ус, под – нос, са – лат, скал –ка.

9. Фонематический анализ.

Сейчас мы испечем для Федоры волшебный торт .

Многоярусный торт (внизу самое длинное слово, наверху самое короткое. И т. д.)

10. Физкульт. Минутка.

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто любит груши?

Кто не моет Уши?

Кто любит пирожное?

Кто любит ириски?

Кто лакает из миски?

Да мы с вами пьем из стаканов.

11. Игра : «Какой сок в стакане?»

(Назвать сок - на стакане нарисованы фрукты.

Ананасовый, абрикосовый, сливовый и т. д.)

12. Что можно делать с посудой?

(покупать, мыть, чистить, вытирать) .

Составить предложения с этими словами.

Мы покупали тарелки в магазине. Анализ предложения.

13. Федора , посмотри, мы тебе помогли разобраться с твоей посудой.

- Федора : «Спасибо вам большое. Теперь я буду ухаживать за посудой, чтобы она от меня больше никогда не убегала. А теперь давайте будем пить чай из этой кастрюли».

- Дети : «это не кастрюля. Это самовар» .

- Федора . - «Расскажите мне про самовар» .

Связная речь.

«Жил-был самовар. Он был пузатый-пузатый. У него были ручки, крышка и носик. В середине у него огонь и вода. Люди любят пить чай из самовара».

- Федора - «Спасибо вам за рассказ. Я для вас припасла сюрприз. То с чем можно пить чай. Как вы думаете что это?»

- Дети : - «Конфеты, сушки» .

Мы тебе Федора отдаем чистую посуду. Береги ее. (Федора задирает посуду ) .

Раз два три ты с Федорой тут простись в детский сад опять вернись. Закройте глаза. И мы очутились в детском саду.

(беседа по итогам занятия ) .

Спасибо за путешествие в сказочную страну.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [п]-[п’], [т]-[т’]» ЗВУКИ «П», «Пь», «Т», «Ть». БУКВЫ «П», «Т». ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков «п», «пь», «т», «ть» в слогах, словах, фразах;.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе.

Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитем речи (ОНР) Тема:«Профессии. Ткач» Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей сравнивать объекты и предметы по соразмерным признакам;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Воздушные шары» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. «Воздушные шары» Цели: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей.

Лексические

  • активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
  • уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
  • повторение значения сигналов светофора;
  • актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.

Грамматические

  • развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

2. Коррекционно — развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности детей;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие у детей смекалки и сообразительности;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).

3. Воспитательные:

воспитание самостоятельности и активность на занятии.

Оборудование:

  • демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
  • круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
  • грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
  • плакат с изображением составных частей грузовой машины;
  • фломастеры.

Лексический материал:

Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.

Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.

Время занятия – 30 минут

Ход занятия:

I. Организационный момент

Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).

Логопед: Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети: Машины, транспорт.

Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.

II. Основная часть

Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»

Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.

Логопед: На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети: Наземный, воздушный, водный и подземный.

Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.

Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.

Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!

Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).

Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.

Физкультминутка «Машина»

Цель: Упражнять в координации речи и движения.

Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.

Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)

Логопед: Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети: Он перевозит людей и грузы.

Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!

Специальная техника:

ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина

Сигналы светофора

Логопед: Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед: Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.

Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)

А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)

III. Итог

Логопед: О чем мы говорили сегодня?
Дети: О наземном транспорте.

Логопед: На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети: На пассажирский, грузовой и специальный.

Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.

Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».

I. Оргмомент.

Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

II. Основная часть.

1. Беседа по теме

Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.

Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».

2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».

Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

3. Загадки про грибы

Педагог читает загадки, дети их отгадывают.

Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три, и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Белый гриб.)

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись

возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются... (лисички).

Конечно, не белый

Грибок – я попроще,

Расту же обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Под осинкой

Стоит мальчик-с-пальчик

На нем серый кафтанчик

Шапка красненькая.

(Подосиновик)

Посмотрите-ка, ребятки,

Тут лисички, там опятки.

Ну, а это - на полянке

Ядовитые... (поганки).

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор.)

4. Зрительная гимнастика

После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:

«Грибочки»

Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.

«На поляне дуб зеленый»

6. Упражнение «Посчитай-ка».

На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).

7. Игра с мячом «Один много».

Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.

III. Заключение.

Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.