Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников. Тема самообразования: "Развитие мелкой моторики дошкольников" План самообразования по теме развитие мелкой моторики

План работы по теме самообразования

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.


Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка .

Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

    Развитие и укрепление мелкой моторики. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Ожидаемые результаты:

Динамика развития мелкой моторики.

Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.


Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

· игра, которая является основным видом деятельности детей;

· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

· музыкальное сопровождение;

· яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».

При работе над темой опиралась на уже существующие разработки, по изобразительной деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

    рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
    . рисование ватными палочками;

Внедрение в практику:

1.Изучение и анализ методической литературы.

2. Разработка перспективного плана на октябрь-апрель по нетрадиционной технике рисования в 1 младшей группе.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

4. Выставки детских рисунков для родителей.

5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.

Работа с родителями предусматривает:

оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

План работы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)картофелем, рисование губкой. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т. д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь


№ занятия

Нетрадиционные техники

По ровненькой дорожке

Рисование пальчиком

Учить умению рисовать пальцем, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги: обучение умению выполнять движения в соответствии с ритмом музыки

«Красивые листочки»

Вызвать интерес к получению изображения способом «принт» (печать). Учить наносить краску на листья (держать за черешок и окунать в ванночку), прикладывать к фону окрашенной стороной. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

«Ветерок, подуй слегка!»

Рисование по мокрому

Показать детям возможность создания выразительного образа «танцующего ветра». Продолжать учить рисовать кисточкой – проводить свободные хаотичные линии. Учить рисовать «по мокрому»:раскрепостить руку, свободно вести кисть, следуя по направлению ворса. Создать условия для экспериментирования с линией как средством худ. выразительности. Знакомить с синим цветом.

«Дождик, чаще кап-кап-кап»

тычок ватной палочкой

Учить изображать дождь ватными палочками знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма.

№ занятия

Нетрадиционные техники

тычок ватной палочкой

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тыка, расширять представление об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, зрительное восприятие, моторику рук.

«Ягодки рябины»

тычок поролоновым тампоном

Познакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном. Учить рисовать на ветке ягодки. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

«Моя любимая чашка»

Оттиск поролоновым тампоном

Учить детей украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности.

«Окошки в теремке»

Оттиск поролоном

Учить детей ставить отпечатки поролоном прямоугольной формы, ориентироваться на листе бумаги, развивать глазомер.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Ягоды и яблочки»

Оттиск печаткой из картофеля

Познакомить с техникой печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки.

«Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться»

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания.

Развивать цветовосприятие.

«Мои рукавички»

Оттиск печатками из картофеля.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Воспитывать аккуратность.

«Елочный шар»

Пальчиковое рисование (круговые движения)

Познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»; учить рисовать круг и закрашивать его круговыми движениями; развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Маленькой елочке холодно зимой» (коллективная)

Рисование пальчиками, ватными палочками

Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми. Воспитывать аккуратность.

«Елочка пушистая, нарядная»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.


№ занятия

Нетрадиционные техники

«Мои любимые домашние животные»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е.используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности

Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

«Веселый снеговичок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

«Плюшевый мишка»

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, расширять представления о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

«Морозные узоры на стекле»

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (узоры). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивать ее.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Цветочек» для мамы

Рисование пальчиком

Упражнять в рисовании пальчиками: рисовать округлые формы; развивать интерес к рисованию, воспитывать аккуратность.

«Солнышко»

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие, закрепить представления о желтом цвете.

«Петушок, петушок, золотой гребешок»

Рисование ладошкой

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, изобразительным материалам.

«Шли ладошки по дорожке» (коллективная)

Рисование ладошкой

Упражнять в рисовании ладошкой: рисовать на длинном листе бумаги. Учить работать сообща. Развивать мелкую моторику рук.

№ занятия

Нетрадиционные техники

Оттиск печатками из картофеля

Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку. Участвовать в ее пересказе.

«Поможем доктору Айболиту доплыть до Африки»

Рисование по мокрому

Продолжать учить рисовать по – мокрому. Раскрепостить руку, проводить свободные прямые и волнистые линии, закрепить представления о синем цвете.

«Осьминог»

Рисование ладошкой, пальчиком

Продолжать осваивать технику печатания ладошкой. Дорисовывать образ осьминога пальчиками. Развивать восприятие, внимание.

«Поможем Машеньке перейти через речку»

Рисование пальчиком

Вызвать интерес к рисованию мостика из «бревнышек». Упражнять проводить линии рядом, пальчиком. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

№ занятия

Нетрадиционные техники

«Цветочки на полянке»

Рисование по сырому листу

Создание образа цветочной поляны. Дальнейшее освоение техники рисования «по – мокрому», использование разных цветов.

«Вот какой у нас салют!»

Примакивание тампоном, пробкой

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта разными материалами и способами.

«Яблочки для ежика»

Рисование поролоновым тампоном.

Упражнять рисовать яблочки путем примакивания поролоновым тампоном. Располагать изображения на ограниченной поверхности (дерево). Воспитывать доброту, сочувствие.

«Мы рисуем то, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Работа по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе игр, бесед, развлечений. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.


Поставив перед собой цель, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, отобрала соответствующий материал, оформила игротеку "Пальчиковая гимнастика", оформила художественный уголок, с разными дидактическими играми, предметами и материалами для рисования (шаблоны, фломастеры, гуашь, печатки, поролон, мелки и многое другое), плакаты по распределению цветов в спектре, журнал с изображением природы разными художниками, где дети могут самостоятельно проявить себя в творчестве.

Для родителей провела консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», оформила папку-передвижку «Рисуем ладошками», «Советы по рисованию для дошкольников»

Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, проводить различные линии волнистые, вертикальные и горизонтальные, рисовать округлые формы. Они очень любят играть в развивающие игры , где требуется работа пальчиков: игры со шнуровками и застежками, «собери бусы», «Закрой окошечко», «Продень веревочку» и т. д. Таким образом, можно сказать, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими. Дети стали лучше разговаривать.

Технику нетрадиционного рисования я использовала не только в непосредственно - образовательной деятельности , но и при планировании самостоятельной деятельности детей и в день открытых дверей. Дети с большим удовольствием рисуют, эксперементируют с красками и бросовым материалом..

Наш центр изобразительной деятельности пополнился нетрадиционным материалом. Помимо традиционных карандашей, красок и кисточек появились ватные палочки, поролоновые палочки, трафареты, штампы, печатки, пробки из разного материала, краски для пальчиков, баночки и мисочки разного размера, маркеры и фломастеры, бумага различной фактуры т. д.

Педагог детского дошкольного учреждения – это профессия, требующая постоянного самообразования и самосовершенствования. Технический прогресс, ритм жизни в семье, скорость получения информации детей с самого рождения постоянно меняются. Компетентность и профессионализм – основные качества, позволяющие родителям с малых лет доверить воспитание своего любимого ребенка. Учить современных детей по методичкам и книгам прошлых поколений нерационально – дети сейчас совершенно другие, и ключи к их воспитанию нужно подбирать совершенно по-другому.

Поэтому педагоги строят свою работу по программам, включающим интенсивный обмен опытом, получение новых знаний и самообразования в наиболее важных областях в течение многих лет. Они учатся сами, используя опыт коллег, чтобы правильно учить других.

Вместе с этим ищут и читают:

Основные направления самообразования воспитателей в развитии моторики у ребенка


Чтобы педагог мог совершенствовать свои знания в области формирования работы мелких мышц рук у детей, он должен уметь анализировать полученную информацию и уметь находить новую. Для этого нужно использовать основные правила:

  • Своевременно знакомиться с новой документацией по вопросам педагогической деятельности в дошкольном учреждении в сфере задания активизации моторной деятельности.
  • Постоянно исследовать новую научно-методическую литературу в данном проекте, изучать актуальные достижения в течение последних лет, новейшие разработки и результаты их применения в вопросах общего формирования дошкольников.
  • Знакомиться с передовым опытом дошкольных учреждений, учитывать знания последних лет, полученные ими во время занятий по внедрению новых методов и подходов в развитии мелкомотрных мышц рук.
  • Совершенствовать общий уровень собственного образования.

Основные задания в деятельности детского дошкольного учреждения – это качественная подготовка детей к следующему этапу обучения в школе. Поэтому важным качеством для педагога будет умение достигнуть взаимопонимания и установить контакт с ребенком, дать ему максимум полезной информации, научить нужным навыкам, выработать стойкость к преодолению трудностей, мотивировать решать задачи и получать результат. Для этого педагогу нужно любить и уважать детей, понимать и бережно относиться к их внутреннему миру, знать их особенности и стать им другом.

Проектирование самообразования педагога в работе по формированию моторной активности мышц


План работы воспитателя ДОУ по самообразованию в теме развития мелкой моторики является обязательной составляющей организации его деятельности в сфере профессионального роста. Он помогает правильно организовать педагогическую деятельность, систематизировать ее, выделить важные аспекты, задания, наметить перспективы. Это, по сути, программа методической и целенаправленной деятельности педагога в вопросах активизации мышечной активности пальцев на определенный период. При его составлении нужно учесть следующие моменты:

  • Учитывать актуальность данного вопроса для детского учреждения и групп детей, с которыми работает педагог на протяжении последних лет.
  • Проанализировать работу свою и других воспитателей в прошлый период по данному вопросу.
  • Выбрать оптимальные задания и методики, которые будут применяться в работе, учесть опыт ведущих специалистов и коллег, которые ими пользуются.
  • Необходимо обосновать форму взаимодействия с детьми и целесообразность применяемых методик.
  • Нужно описать свой собственный опыт в вопросах развития моторной работы мышц ребенка возрастом от рождения до 7 лет, в отчет о полученных результатах должна быть оформлена таблица.
  • Нужно обязательно планировать периодический анализ полученных результатов и в соответствие с полученными результатами корректировать дальнейшие занятия и строить перспективы.

Одним из показателей успешного формирования детей в дошкольный период, получение необходимых навыков и знаний, правильного физического и интеллектуального роста является знания педагога в области психологии, умение избежать конфликтов или своевременно выяснить их причину, позаботиться о быстрой адаптации в детском саду и избежать стрессовых ситуаций. Упражнения с рисованием, лепкой, пальчиковые театры и другие занятия по формированию активности мышц пальцев прекрасно справляются с этими проблемами. Ребенок быстро находит себе друзей и любимое занятие.

Формы и методы повышения самообразования по моторике рук ребенка



В качестве самообразования обязательны посещения обучающих семинаров, на которых можно повысить уровень теоретических знаний. Еще одна эффективная методика получения знаний – консультация с методистом или старшим педагогом. На ней можно получить дополнительные сведения о литературе, изучать современные методы и задания для ребенка, способствующих развитию мелкой моторики. На такие консультации старший педагог может пригласить детских психологов, логопедов, педиатров и других профильных специалистов. Важной формой повышения уровня знаний есть открытые занятия, где педагог демонстрирует свои достижения, а его коллеги могут воспользоваться его опытом и впоследствии применять его в работе. Также существует много видов тренингов по профильным вопросам, обучающим новым техникам и передовым методикам в педагогике.

Какие бы методы самообразования воспитатель не использовал, они обязательно должны давать результаты, быть эффективными и применяться на занятиях по развитию мелкой моторики рук у детей.

Результат самообразования педагога дошкольного учреждения


В результате самообразования педагога в вопросе формирования мышечной работы у ребенка должен быть достигнут определенный результат за установленный срок. Педагог должен повысить качество проведения занятий, разнообразить их новыми играми и упражнениями, самостоятельно придумывать программы и сценарии с дальнейшей их публикацией на собственном сайте в интернете. Воспитатель может разработать самостоятельный план, выделяя формы и методы и применяя их на практике для занятий с детьми по активизации мышц пальцев и ладоней.

О результатах их применения можно сообщать в докладах и выступлениях, повышая свой авторитет в коллективе. Повышая свой уровень образования, можно создавать наглядные пособия, проводить тесты, вырабатывать методические рекомендации по данному вопросу. В перспективе воспитатель сам может участвовать в тренингах и семинарах, информируя коллег о своих достижениях и внедренных технологиях. Самообразование в вопросе задачи активизации мелких мышц рук будет способствовать общему формированию детей, улучшению уровня их подготовки к обучению в школе, а также карьерному росту педагога и повышению престижа дошкольного учреждения.

План работы по самообразованию воспитателя

2015– 2016г. г.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
  2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  4. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

Этапы работы.

II. Практический этап.

Рисование, лепка

В течение года

Создание картотеки пальчиковых игр

октябрь

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста»

Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики

октябрь

Д/и.: «Прищепки»

Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

ноябрь

Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку»

Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки).

ноябрь

Д/и. «Шнуровка», «Бусы»

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

ноябрь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

декабрь

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

декабрь

Д\И: «Массажный мячик»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.

декабрь

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

декабрь

Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста

январь

Настольная игра «Мозаика».

Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

январь

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки.

февраль

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

февраль

III. Оценочный этап.

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Анализ работы по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки

май

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.


Тема : самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

    Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

    Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

    Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

    Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

    Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    Провести анкетирование родителей.

    Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Профессии

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мам

Начало весны

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Приложение № 1

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Выполнила: Бякова Т.Г.

2015-2016 г.г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы с детьми:

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

Массаж кистей рук;

Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Лепка из пластилина;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов

Пальчиковый театр.

Использовались игры:

-«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

- «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки»;

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО:2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2 ЭТАП - внедрение в практику.

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

3 ЭТАП - диагностика, представление опыта работы по теме.

Форма отчетности:

Сделать консультацию для воспитателей и будущих родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

Составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

Организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».

Какой предполагается результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сентябрь

В течении года

В течении года ежедневно.

Проведение диагностического исследования (первичное).

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Самомассаж (по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

Повышение своего уровня знаний, профессионального .

Обогащение развивающей среды.

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

октябрь

Д/и.: «Прищепки»

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

Д/и.: «Шнуровка».

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Ноябрь

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья» «Корни»

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

декабрь

Д\И: «Массажный мячик»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки». Снежок, «Дедушка Мороз»

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь

Консультация для будущих родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Настольная игра «Мозаика».

Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль

Создание пособия

«тактильные дощечки»

"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,

развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Март

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

"Пальчиковые шаги"

Создание пособия для игры (использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,

«компот»

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников

развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

апрель

Сообщение на педсовете «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром)

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка»

Выставка для педагогов

дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Активизировать движения пальцев рук

май

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Выставка для будущих родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.

Проведение контрольного диагностического исследования.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки