Бог виноделия в греции. Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений. Смотреть что такое "Дионис" в других словарях

«Дважды рожденный». Дионис появился на Олимпе позднее других богов. Был он сыном Зевса и смертной женщины — прекрасной фиванской царевны Семелы. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Необдуманной была эта просьба: когда явился Зевс в грохоте грома и блеске молний, огонь охватил дворец и Семелу, которая жила в нем. Погибла любопытная женщина, но у нее вскоре должен был родиться ребенок, а мог ли Зевс допустить гибель своего еще не рожденного сына? Он выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Поэтому Диониса называли «дважды рожденный».

Дионис приводит мать на Олимп. Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Дионис изготавливает напитки. Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей.]

Первая трагедия из-за вин. Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка.

Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.

Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус.

Вакханки. В странствиях Диониса сопровождала толпа почитателей, не только мужчин, но и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а за ним и вокруг него в буйном танце неслись менады (их еще называют вакханками, потому что одним из имен Диониса было имя Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были тирсы — жезлы, увитые плющом, такие же, как и у самого Диониса; они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое!» они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей и было посвящено Дионису Бромию, то есть «Шумному».

Сатиры. Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога.

Старик Силен. В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры.

Мидас. Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла.

Утром его нашли слуги царя Мидаса и доставили во дворец. Царь сразу понял, кто находится перед ним, и потому окружил его всяческим почетом, дал проспаться, а затем помог вернуться к Дионису. За это бог предложил Мидасу просить любую награду. Тот, не отличаясь особым умом и воображением, попросил сделать так, чтобы в золото превращалось все, к чему он прикасается. «Мне жаль, Мидас, что ты не придумал ничего лучшего, но будь по твоему!» — с этими словами Дионис отпустил Мидаса домой.

Царь был вне себя от счастья. Еще бы! Он теперь станет самым богатым человеком на земле! Он сломил ветку с дерева — и ветка в его руках стала золотой. Поднял с земли камень — и камень обратился в золото. Но вот настала царю пора обедать. Взял он со стола хлеб — и тот тоже стал золотым. Только теперь понял Мидас, сколь страшен был дар Диониса: всякая пища превращалась в его руках в золото, и ему теперь угрожала голодная смерть. Тогда Мидас взмолился к Дионису, упрашивая забрать свой дар назад, и Дионис, не питая на него зла, согласился. Он повелел ему отправиться к реке Тмол и искупаться в ней, смыть с себя волшебную силу. Мидас так и поступил, и после купания мог смело прикасаться к чему угодно — в золото он больше не превращал. А в реке Тмол с тех пор люди стали находить золотой песок.

Случай в Фивах. Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса.

У Семелы была сестра Агава. Когда та погибла, испепеленная молниями Зевса, Агава стала говорить, что Семела погибла заслуженно: она-де распускала слухи о том, что ее удостоил супружеского общения сам Зевс, и в наказание он уничтожил ее. То же самое говорил и сын Агавы, Пенфей, ставший фиванским царем: нет никакого бога Диониса, все это вымыслы досужих людей. Тогда сам Дионис решил вступиться за честь своей матери. Приняв образ прекрасного юноши, он явился в Фивы и там заразил вакхическим исступлением и Агаву, и других фиванских женщин. С дикими возгласами «Вакх, Эвое!» они умчались в горы и там стали вести жизнь неистовых менад.

Дионис перед Пенфеем. Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок.

Бог Дионис

Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили.

Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса.

Дионисии.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином.

В феврале справляли еще один праздник - Ленеи, а вскоре после них — Анфестерии. По традиции, молодое вино было принято пробовать именно в дни этого праздника. В это время сосуды с вином украшали гирляндами из первых весенних цветов; цветами украшали и детей, которым в этот день было принято покупать и дарить разные игрушки. Взрослые во время этого праздника устраивали состязания в питье вина. Победителем в них считался тот, кто быстрее выпивал свою чашу.

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра. Из тех сценок, которые разыгрывали в дионисийских шествиях их ряженые участники, позже возникли трагедия и комедия. На Великих Дионисиях четыре дня в театрах играли трагедии, а на Ленеях в театрах древней Греции ставились комедии.

Люто ненавидела Диониса и старалась находить все новые и новые способы отомстить незаконнорожденному сыну Царя Богов. Однако впоследствии Дионис сумел утвердиться среди двенадцати олимпийских богов, в качестве отражения таких черт человеческого характера, как безумие, опьянение, веселье и т.п., и Гере пришлось смириться.

Возлюбленной Диониса стала прекрасная Ариадна - дочь критского царя Миноса. По известному мифу Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта и научила того, как победить Минотавра . Вместе с Тесеем они сбежали из чертогов царя Миноса, но по пути в Афины герой Тесей бросил бедную девушку. От страшного горя Ариадна готова была расстаться с жизнью, но её спас Дионис. По другой версии, Дионис пришёл во сне Тесею и сказал ему о том, что Ариадна предназначена в жёны ему, Дионису. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове, где после она встретила Диониса. Зевс из любви к своему сыну сделал Ариадну бессмертной богиней. От Ариадны родились Энопион и Фоант.

Из других возлюбленных Диониса известна Эригона - дочь Икария. Её история очень печальна, Дионис подарил отцу Эригоны вино, которым тот угостил пастухов. Впервые отведав вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил и убили его. Эригона покончила с собой, но перед смертью выкрикнула проклятье - чтобы все девушки Афин умирали такой же смертью до тех пор, пока убийцы отца не будут наказаны. Так и случилось. Зевс превратил Эригону после смерти в созвездие Девы.

Авра, миф о которой изложен в XLVIII песне поэмы Нонна "Деяния Диониса", дочь титана Леланта и океаниды Перибеи, родила Дионису близнецов Дидимов. Есть версия, что Гименея от Диониса родила Афродита . Сыном Диониса является и бог пиршеств и веселья - Ком (или Комос).

Неизменными спутниками Диониса являются менады ("безумствующие"). Их называют по-разному: от римского имени Диониса Вакх их называют вакханками; по одному из эпитетов Диониса "Бассарей" - бассаридами; фиадами ("нистовые") их называют как участниц фиаса, то есть шествующих за Дионисом. Менады - это "безумные" женщины, всегда следовавшие за Дионисом и участвующие в его безудержных пиршествах и празднествах.

Среди спутников Диониса были и Мелии (нимфы), Корибанты, Сатиры, Титиры. Они неотступно следовали за Дионисом во время его путешествия.

Нечто почти неуловимое связывает Диониса с его дядей Аидом . Диониса убивают, но он вновь возрождается, он спускается в аид за своей матерью Семелой , чтобы сделать ее бессмертной богиней Фионой. Самому Аиду Дионис дарит мирт (вечнозелёное растение).

Диониса также часто противопоставляют его брату Аполлону . Тогда как Аполлон представляет собой рациональное начало, соблюдение границ и рамок, духовное развитие, Дионис представляет собой начало животное, не знающее меру, предающееся безграничным удовольствиям и экстазу. Дионис - божество земледельческого круга, связано со стихийными силами земли, тогда как Аполлон - прежде всего божество родовой аристократии.

Мифы

Один из самых известных мифов о Дионисе повествует о его рождении . Гера узнав о том, что Семела ждёт от Зевса ребёнка страшно разозлилась. Она обратилась в служанку и внушила Семеле , что её возлюбленный может быть мошенником. Гера уговорила Семелу попросить у Зевса явиться перед ней во всём своём величии. И так как Громовержец пообещал Семеле исполнить любое её желание, он не смог ей отказать. Зевс предстал перед Семелой в ярком сиянии молний и пламени, которые испепелили простую смертную девушку. Остался лишь недоношенный ребёнок, которого его отец зашил в своё бедро, чтобы доносить его до срока. Когда же срок подошёл, Зевс распорол бедро и оттуда появился хорошенький мальчик, которому он дал имя - Дионис.

Согласно сказаниям Брасийцев, Семела всё таки родила Диониса, но Кадм заключил её с сыном в бочку. Бочка была выброшена морем на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитала в пещере его кормилица Ино. Согласно же ахейцам, Дионис был воспитан в городе Месатис, где его подстерегли титаны .

Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (по Вакхилиду) или сестре Семелы Ино (по Апполодору). Следующий миф рассказывает о том, что Гера не смогла успокоиться и решила отомстить маленькому ни в чём не повинному Дионису. Так, она наслала безумие на Диониса и на всех, кто его окружал, а после натравила на него титанов из самого Тартара , чтобы они разорвали Диониса на части. Но бабушка Рея -Кибела воскресила малыша и отдала его на воспитание престарелому учителю - Силену. Однако мальчик по-прежнему был безумен. Он нашёл виноградную лозу и научился делать напиток из винограда, вселяющий безумие в любого, кто его выпьет. Силен и Дионис отправились странствовать по Египту и Сирии, чтобы учить людей виноделию, когда же он пришёл во Фригию, Рея -Кибела исцелила его безумие и просила его вернуться на Олимп.

Но Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Тогда они заковали пленника в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Повсюду, где был Дионис, он учил людей выращивать виноград и делать вино. Однако сам Дионис не знал меры - его сопровождали безудержное пьянство и насилие. Он требовал признания своего божественного происхождения и мог свести с ума, если его не признавали, или даже убить. Так, например, царь Ликург (сын царя эдонов) отверг Диониса, не признав в нём бога. В безумстве он убил топором своего сына, будучи убеждён в том, что срубает виноградную лозу. После же он был растерзан своими же лошадьми. Сошли с ума и дочери Миния, а в Аргосе Дионис поверг в бешенство женщин. Так же он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан менадами под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.

Дионис все таки вернулся на Олимп , где был встречен отцом. Он заявил свое право на правление в числе олимпийских богов и тогда Гестия с радостью отдала Дионису своё место. Так Дионис стал одним из двенадцати правящих богов Олимпа.

Имя, эпитеты и характер

Имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма еще в 14 в до н.э. Дионис (др.-греч. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionusus) или Бахус (Вакхос) - божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.

Дионис славится как Лиэй (или Лисей) ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Дионис Бромий ("шумный"), Эвий ("ликующий"), Иакх ("вопль, призыв"), Мельпомен ("поющий"), Никтелий ("ночной"), Ойнос ("вино") путешествует по миру, ведя за собой шумную толпу последователей и почитателей.

Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом. Он часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он был покровителем культурных растений и деревьев. Растительное прошлое Диониса подтверждается эпитетами Эвий ("плющ") и Дендрит ("древесный"), а также тем, что Дионис являлся умирающим и воскресающим богом также, как и растительная природа.

Зооморфное прошлое Диониса отражено в его эпитетах Бассарей ("лисица") и Эгобол ("поражающий коз"). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты "бык", "быковидный", "быколикий", "двурогий" и т.д. Возможно из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг, а до этого времени люди тащили плуг сами. Существует связь Диониса и с козлом, например, в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил мальчика в козлёнка, чтобы спасти от ярости Геры , также на связь Диониса с козлом указывают и спутники Диониса - сатиры.

Символом Диониса, как бога продородных сил земли, был фаллос, его эпитет Орфос ("прямой"), жертвенник Дионису Орфосу находился в святилище Ор.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Дионис совершенно безумен, он пьяница, жёсткий и безнравственный. Он жестоко мстит своим недоброжелателям. Но Дионис - это сильный и храбрый молодой бог. Он даже отправился в Аид , чтобы вывести свою мать из царства теней. Дионис щедрый и милосердный, он всех одаривает талантом виноделия, он простил царя Мидаса и избавил его от своего же дара (царь Мидас попросил Диониса, чтобы все к чему он прикасался превращалось в золото и чуть не погиб от голода).

Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона . Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силой которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия.

Культ и символика

Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (по Вакхиллиду). Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая "богоодержимости", становясь "вакхами". Радения Диониса осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в "богоодержимости" становятся "вакханками", "менадами" (т.е. исступленными), они и терзают Диониса и одновременно пестуют воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Почитание Диониса перешло из Фракии в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на "благоразумии" и "умеренности", на уважении к установленным социальным граням. Но со временем в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном . Именно тогда Диониса приняли как сына Зевса , что было обычной формой ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. На Парнасе каждые два года устанавливались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (по Аристотелю).

В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

Дионис в искусстве и культуре

О Дионисе повествуют XXVI и XXXIV гимны Гомера. Он действующее лицо трагедии Эсхила "Эдоняне", трагедии Еврипида "Вакханки", комедии Аристофана "Лягушки" и "Дионис, потерпевший кораблекрушение". Существовала сатировская драма Эсхила "Кормилицы Диониса", сатировская драма Софокла "Младенец Дионис", трагедия Херемона "Дионис".

Античное театральное здание в городе Афины, располагающееся на юго-восточном склоне Акрополя - Театр Диониса - один из самых древних театров в мире. Он был построен в V в. до н.э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время малых Дионисий и Великих Дионисий. Фактически эти мистерии дали начало древнегреческому театру. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису возникла древнегреческая трагедия (греч. tragodia, букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", т.е. козлоногих сатиров - спутников Диониса).

Сюжеты мифов о Дионисе отображены в скульптуре, вазописи, литературе и живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко). Художники изображали вакхические празднества, полные веселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. К этому сюжету обращались А. Дюрер, Тициан, Джулио Романо, Пьетро де Кортона, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Николя Пуссен и другие. Наиболее известные статуи 18-19 в.в. - "Вакх" И.Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.

Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала (см. "Рождение трагедии из духа музыки").

В современности

(3671) Дионис - околоземный астероид из группы "аполлонов", орбита которого пересекает орбиты Земли и Марса. Был открыт 27 мая 1984 года американскими астрономами Кэролин и Юджином Шумейкерами в Паломарской обсерватории.

Бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Древние греки изображали Диониса бородатым мужчиной в длинной одежде или обнаженным юношей, в окружении менад, сатиров и силиенов. Один из наиболее популярных богов Греции. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII в. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса , как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса : Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса , появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса , распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.

Гера , продолжая преследовать сына своего неверного супруга и смертной женщины, вселила в Диониса безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела исцелила его и приобщила к своим таинствам. Найдя виноградную лозу, Дионис через Фракию побывал в Индии и вернулся в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Они заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса , а виноградная лоза и плющ оплели мачту и парус разбойничьего корабля. Пираты, бросившись со страху в море, превратились в дельфинов.

В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса . Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т.д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса , носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры , менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх , Эвое" они славили Диониса-Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное. На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса , бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.

В число 12-ти олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса , в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса.

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (по-гречески tragodia буквально - "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса ) , возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса ). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Бог виноделия Дионис , согласно древнегреческих мифов, являлся сыном верховного бога Зевса. Именно онподарил людям виноградную лозу и научил их виноделию. Но обо всем по порядку.

Однажды Зевс влюбился в дочь фиванского царя - прекраснейшую Семелу. Как-то раз под влиянием чувств он поклялся ей нерушимой клятвой богов Олимпа – священными водами подземной реки, разделяющих мир живых и мир мертвых – Стикса, что исполнит любую ее просьбу в чем бы она не заключалась.

Жена Зевса – богиня Гера, узнавшая об отношениях мужа с Семелой, всей душой возненавидела соперницу и решила ее погубить. Она предложила Семеле попросить Зевса предстать перед ней во всем величии бога-громовержца, чтобы увидеть его во всей красе. Та подалась на уговоры и попросила Зевса выполнить это ее желание. Зевс на посмел отказать в данной просьбе, так как поклялся священной клятвой богов исполнить любое ее желание.

Он явился Семеле во всем блеске и величии главного бога. Яркие молнии сверкали в его руках, удары грома сотрясали дворец. От удара молнии начался пожар, огонь охватил дворец, Семела в ужасе упала на землю, но пламя накинулось и на нее. От пережитого ужаса у нее начались преждевременные роды. Казалось, что ребенок тоже должен погибнуть в огне, но внезапно, вокруг младенца из земли вырос густой зеленый плющ и укрыл его от огня.

Зевс поднял своего спасенного сына на руки, но так как он был еще настолько мал и слаб, что не смог бы выжить, то Зевс зашил его себе в бедро. В теле отца Дионис окреп и родился во второй раз. Призвал Зевс к себе посланника богов – Гермеса и повелел отнести маленького сына к сестре Семелы Ино и ее мужу Атаманту (царю Орхомена), чтобы они воспитали его.

Разгневалась богиня Гера на Ино и Атаманта за то, что они решили взять на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и в наказание наслала на Атаманта безумие. В припадке тот убил своего сына Леарха. Ино с другим сыном Меликертом попыталась спастись бегством и оказалась на скалистом морском берегу. Оглянувшись, она заметила настигающего их мужа и с отчаяния бросилась в морские воды. Морские существа – нереиды приняли их и обратили приемную мать Диониса и ее сына в морские божества.

Диониса от гнева обезумевшего Атаманта спас Гермес, который перенес его в Нисейскую долину и отдал на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным и могучим юношей и стал богом вина и виноделия. Нимфы-воспитательницы Диониса были вознаграждены Зевсом, он взял их на небо и теперь они светят среди других звезд, став созвездием Гиад.

Дионис со своей веселой свитой, состоящей из менад и сатиров, путешествовал по миру, переходя из страны в страну. Весело он шагал по земле с пением и плясками, все покоряя своей власти. Обучая людей искусству выращивания винограда и изготовления вина.