Занятие число и цифра 8. IV. Повторение и закрепление пройденного материала

Цель: Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел.

Задачи:

  • Дать представление о числе и цифре 8, закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.
  • Развивать пространственную ориентировку и глазомер.
  • Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
  • Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду.
  • Развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.
  • Развивать внимание, мышление, речь.
  • Воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя.

Материалы:

Демонстрационный : круги для иллюстрации решения задач, домик для закрепления состава числа 8, цифры и знаки, карточка с цифрой 8 для демонстрации написания.

Раздаточный: карточки для игры «Кто в домике живет» на каждую пару детей, карандаши.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Сегодня утром я пришла на работу и увидела письмо. Его нам прислала фея математики (показ письма). Она просит нас решить интересные задачи. Чтобы их решить давайте сделаем разминку.

Послушайте внимательно и ответьте:

Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул? Ниже стола.

— Если дорога шире тропинки, то тропинка?

(Уже дороги.)

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

(Короче линейки.)

Если верёвка толще нитки, то нитка?

(Тоньше верёвки.)

Если сестра старше брата, то брат?

(Младше сестры)

1. Взял иголку ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять для маленьких зайчат,

Три для сереньких волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного? (5+3=8)

2. Потеряла ежиха ежат,

А ежата лежат и молчат.

За кадушкой один, за кормушкой один,

Под листочком один, под кусточком один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти. (4 5)

3. Подарил ежатам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят:

Сколько было всех ежат? (4+4=8)

4. Ёж спросил ежа соседа:

Ты откуда непоседа?

Запасаюсь я к зиме. Видишь, яблоки на мне.

Собираю их в лесу. Шесть принес и два несу.

Призадумался сосед это много или нет (6+2=8)

Молодцы! (слайд с Винни-Пухом)

Игра с мячом «Назови соседей»

Ребята, а у феи математики еще есть для нас задания (воспитатель читает задание, находим письмо).

Решение задач от феи.

Состав числа 8

Решите задачи

Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Семь по саночкам сидят,
Один дожидается.

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо детей положим кружочки. Сколько детей сидят по саночкам? Положим столько же красных кружков. Сколько детей дожидается? Положим столько синих кружков. Сколько всего ребят катается на горке? Как получилось 8?

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё два орешка дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо орешков положим кружочки. Сколько орешков несла Свинка? Положим столько же красных кружков. Сколько орешков дал Свинке Ежик? Положим столько синих кружков. Сколько всего орешков принесла детям Свинка? Как получилось 8?

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки — три!
Такие милые, смотри!
Сосчитать их помоги,
Сколько будет пять да три?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо котят положим кружочки. Сколько котят у нашей кошки? Положим столько же красных кружков. Сколько котят у соседской кошки? Положим столько синих кружков. Сколько всего котят? Как получилось 8?

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Четыре Сережке, четыре Антошке,
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо яблок положим кружочки. Сколько яблок Таня принесла Сережке? Положим столько же красных кружков. Сколько яблок Таня принесла Антошке? Положим столько синих кружков. Сколько всего яблок Таня принесла? Как получилось 8?

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо зайчат положим красные кружочки. Сколько зайчат ходят в детский сад? Положим столько же красных кружков. Сколько ежат ходят в детский сад? Положим столько синих кружков. Сколько всего малышей? Как получилось 8?

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Два румяных, наливных,
Шесть с кислинкой.
Сколько их?

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо яблок положим кружочки. Сколько яблок румяных, наливных? Положим столько же красных кружков. Сколько яблок с кислинкой? Положим столько синих кружков. Сколько всего яблок? Как получилось 8?

Подогрела чайка чайник,
В гости позвала семь чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

Ответы детей.

Воспитатель: Проиллюстрируем задачу. Вместо чаек положим кружки разного цвета. Сколько чаек грело чайник? Положим кружок красного цвета. Сколько чаек звала в гости? Положим кружки синего цвета. Сколько всего кружков? Как получилось 8?

Фея математики прислала нам видео-письмо с задачами.

Слайды: «Осьминожки». «Из каких двух чисел состоит число 8». «Какое число получится».

Задание для каждой пары детей, игра «Кто в домике живет».

Рассматривание домиков, составленных детьми.

Слайд готового домика

— Ребята, а попробуйте придумать сами задачи, в которых будет самое большое число 8.

Задание феи математики «Расписать матрешек» (слайд).

1. Крутецкая

2. Вятская

3. Вятская

4. Семеновская

5. Сергиево-посадская

6. Сергиево-посадская

7. Тверская

8. Тверская

Итог занятия.

В какие игры играли? Что нового узнали? Что больше всего понравилось?

Евгения Гонцова
Конспект занятия «Число 8. Цифра 8»

Цель :

Создать условия для усвоения детьми порядкового счёта в пределах 8

Задачи :

Образовательные :

*Познакомить с числом и цифрой 8 ,

*Формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, а также путём сложения 5 и 3, 6 и 2, 4 и 4.

*Закреплять умение соотносить цифру с количеством , выстраивать числовой ряд , отрабатывать навыки прямого и обратного счёта в пределах 8;

Развивающие :

Развивать речь, внимание, мыслительные операции, логическое мышление.

Воспитательные :

воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Методические приемы :

Показ, объяснение, вопросы, поощрения, рассматривание.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Демонстрационный материал :

счетный материал (яблоки, карточки с цифрами от 1 до 8 ) игрушка ёжик и зайка, корзинка, домик для закрепления состава числа 8 .

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, утро нежное

Здравствуй, детский сад

Здравствуй, добрый друг

Здравствуй, все вокруг

Очень рады мы гостям

Теплоту мы дарим Вам!

Сюрпризный момент

Появление мягкой игрушки ёжика, который пришёл к ребятам в гости,с корзинкой яблок.

Надо узнать, сколько яблок принес ёжик. Как узнать?

Основная часть.

(дети садятся на стулья)

Прибегает зайка

Ой ёжик, это ты потерял яблоко.

Ребята, давайте поможем ёжику и зайке, посчитаем, сколько же яблок

стало(8) .

А как мы получили число 8 (мы к 7 яблокам прибавили 1яблоко получили 8яблок) .значит 7 и 1будет 8.

Беседа с детьми.

Знакомство с цифрой 8 . Воспитатель выставляет на доску изображение цифры 8 , спрашивает детей, на что она похожа (два обруча, бублики, снеговик, очки и т. д.) . Затем разучивает с ребятами стихотворение о восьмёрке :

Цифру восемь , цифру восемь

На носу всегда мы носим.

Цифра восемь , да крючки –

Получаются очки!

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Игра «Состав числа 8 »

Ребята, посмотрите вот домик на чердаке, которого живет цифра 8 , а на каждом этаже будет жить по 2 жильца. Вот 7и 1 сюда поселим

А как ещё можно получить число 8 из этого количества яблок?

(вызывается 2 детей, они делят яблоки на части 4 и 4,5и 3,6 и 2) заселяем домик.

Молодцы помогли заселить домик, закрепили состав числа 8 .

Игра «Живой числовой ряд »

Воспитатель раздает детям цифры (от 1 до 8) . Дети выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой . В завершении производится прямой и обратный счёт в пределах восьми (сначала хором, затем двумя – тремя детьми самостоятельно)

Заключительная часть Игра «Соседи» , «Какая цифра потерялась »

Итог занятия .

С каким числом и цифрой познакомились сегодня?

Какие моменты вам больше понравились?

Какие трудности встретились на пути?

В завершении детям раздаются карточки с изображением цифры 8 и восьми яблок (для раскрашивания в свободное время) .

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 5» Конспект занятия по ФЭМП образовательная область «Познание» по теме: «Число и цифра 5» Цели: 1. Закрепить знание цифр от 1 до 4; Умение.

Конспект открытого занятия по математике для дошкольников «Число и цифра 10» Конспект открытого занятия Тема: «Число и цифра 10» Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе «Число и цифра «2» Тема: Число и цифра «2» П/задачи: Продолжать знакомить детей с числом 2 и понятием «пара». Познакомить с цифрой 2, упражнять в соотношении.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Число 8. Цифра 8» Цель: 1) Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. 2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 5» в подготовительной группе Конспект занятия по математике «Число и цифра 5» в подготовительной группе Цель: -Дать детям представление о числе 5, его составе, о печатном.

Конспект занятия по математике. Тема: «Число 8. Цифра 8» Задачи: Формировать счётные умения в пределах 8, устный счет от 1 до 8 в прямом и обратном порядке. Продолжать учить воспитанников решать.

Цели.

  • Познакомить с числом и цифрой 8; изучить состав числа 8; закреплять умение сравнивать число с количеством предметов, определять соотношение между целым отрезком и его частями,
  • Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Ход урока

I. Орг. Момент

.

Ты готов начать урок?
Ну-ка, проверить, дружок,
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний

.

1. Порядковый счет от 1 до 20 (прямой и обратный).

На наборном полотне карточки с цифрами:

Что можете сказать?

Расставьте числа в порядке возрастания.

2. Стихотворные задачи.

а) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

б) Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицам:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавички по две штучки!
Берегите, не теряйте,
Сколько всех – пересчитайте.
-Докажите с помощью рисунка. (6) (Показ на доске)

в) У Сашки в кармашке две
конфеты в бумажке
Еще он дал по конфете
Свете и Пете, Марине и Нине.
И сам съел конфетку
А больше нету.
- Сколько было конфет? (7)

г) Семь антенн на этой крыше.
Наш электрик дядя Миша
Лишь четыре укрепил,
Остальные – брат Кирилл.
-Сколько антенн установил брат Кирилл? (3)

д) К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)

III. Постановка проблемы. Открытие нового.

1. Постановка проблемы.

Отгадайте загадки.

  • Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском.
    Голова и восемь ног.
    Кто, скажи, я - … (осьминог)
  • Восемь ног, как восемь рук,
    Вышивают шелком круг.
    Мастер в шелке знает толк,
    Покупайте, мухи, шелк. (Паук)

Что объединяет обе загадки?

Определите тему урока?

Что вы знаете о числе и цифре восемь? (Ответы детей записываются на доске в виде иллюстрированных карточек)

Что не знаете о числе и цифре 8?

Чему будете сегодня учиться на уроке?

УЗ. Сегодня будем учиться получать число 8 разными способами и писать цифру 8

2. Планирование работы.

В каком порядке будем работать?

Выстроить схемы-карточки в порядке выполнения работы.

3. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

4. Реализация плана. - Где в ряду чисел место числа 8?

За каким числом следует число 8? Почему?

2. Соотнесение количества предметов с числом.

Есть игрушки расписные
Складные да ладные
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся

Что это? (Показ матрешки)

Но соответствует ли одна матрешка числу 8?

В руках у меня
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд.
Сестры-куколки стоят.
-Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: восемь.

Итак, число 8 соответствует количеству из скольких предметов?

А кто из вас умеет писать цифру 8?

На что похожа цифра восемь?

У восьмерки два кольца
Без начала и конца. (С. Маршак)

Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим.
Цифра восемь плюс крючки –
Получаются … (очки) (Ф.Дагларджа)

(Снеговик, два бублика, крендель и т. д.)

3. Физминутка.

Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились.
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.

4. Показ цифры 8

Чему учились? Сейчас будем работать над каким этапом?

5. Состав числа 8

а) - Положите перед собой 8 палочек и разбейте их на две группы.

б) Работа по учебнику с. 13 №3 (в парах)

Составьте числовые выражения по отрезку.

Три ученика составляют у доски самостоятельно, затем все проверяют.

IV. Повторение и закрепление пройденного материала.

  • Самостоятельно №1 с.12.
  • Сравнение числа 8 с другими числами. (Взаимопроверка)
  • Один ученик у доски выполняет.

    V. Итог урока.

    Что показалось самым интересным на уроке?

    Что было самым сложным?

    Добились ли мы поставленной цели?

    Основные цели:

    • сформировать представление о числе 8 как количественном свойстве групп из 8 предметов,
    • повторить состав чисел 5-7, различные способы записи чисел в пределах 7.

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Цели:

    • мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
    • определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов.

    Организация учебного процесса на этапе 1:

    Вспомните наше путешествие по числовому отрезку

    На какой станции мы остановились? (На станции 7)

    Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

    Зачем? (- Мы познакомились не со всеми числами. - Чтобы узнать другие числа, их состав, …)

    Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.

    Как всегда с нами в путешествие за новыми знаниями отправляется наш друг Буратино, но не один. Сегодня он пригласил с собой Матрёшку. А почему именно Матрёшку, вы сами потом ответите.

    А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.)

    Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения)

    Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цели:

    • актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
    • повторить состав чисел в пределах 7,схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах
    • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

    Что поможет нам в дороге? (Наши знания)

    Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии.

    Давайте повторим всё, что нам пригодиться, чтобы наши друзья Буратино и Матрёшка увидели, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.

    Задание первое:

    Соотнесите количество предметов с нужной цифрой и графической моделью:

    Задание на доске. Дети цепочкой выходят к доске и выполняют задание.

    Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами или изобразить графической моделью)

    Задание № 2.

    Покажите на карточках число, следующее за числом 5. (4, 2, 6)

    Как получить следующее число? (+ 1)

    Задание № 3.

    Решите на доске равенства, используя различные способы вычисления.

    Способы вычисления

    3+2= (5 ) 3+3= (6 ) 3+4= (7 )

    Чему равна первая сумма? (5) Докажи. (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 3 делаем 2 шага в сторону + и приходим к 5)

    Чему равна вторая сумма? (6) Докажи. (Мы знаем состав числа:3 и 3 – это 6. Дети обращаются к “домикам” с составом числа 6.

    Чему равна третья сумма? (7) Докажи. (Аналогично)

    Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)

    А каким может быть первое равенство?

    Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первое слагаемое всегда одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на 1)

    Хорошо! Мы можем добавить ещё один способ решения – закономерность.

    - закономерность

    Какой способ вычисления самый быстрый? (знание состава числа)

    Что мы сейчас повторили?

    Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. Если возможно, можно применить закономерность.

    Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

    А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

    Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие.

    Теперь будет новое для вас задание.

    Нужно найти значение выражения 3+5. (выражение записано на карточке)

    Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 5 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)

    Правильно. Итак, через? минутки запишите результат на файле.

    (Ответы фиксируются на доске)

    У кого нет ответа?

    Кто получил ответ. (Файлы вывешиваются на доску)

    3. Постановка проблемы.

    1) выявить место и причину затруднения

    Организация учебного процесса на этапе 3:

    – Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+5.)

    У кого-то нет ответа, кто-то получил ответ, но почему ответы разные?

    – Похожие задания вы уже выполняли в начале урока.

    А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)

    (Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цели:

    • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
    • построить план и определить средства достижения цели.

    Организация учебного процесса на этапе 4:

    Какая же тема урока и цели?(ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на доске (Число 8) (и цифра 8)

    Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.

    Не умеем записывать цифру 8. Надо научиться писать цифру 8)

    Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?

    (На числовом отрезке нашли число 3 и сделали в сторону плюса 5 шагов. Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 8, значит надо найти место числу 8 на числовом отрезке)

    Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 8.

    ФИЗ. МИНУТКА: 1,2,3,4,5,6,7,8. 8,7,6,5,4,3,2,1.(Движение рук под счёт)

    5. Реализация построенного проекта.

    Цели:

    • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
    • зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

    Организация учебного процесса на этапе 5:

    Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 8)

    Для чего нужно уметь писать цифру 8? (Чтобы записывать число 8)

    Знакомства с цифрой 8. – На что похожа цифра? (На очки, на снеговика, на кольца от ножниц, на матрёшку). Так вот почему с нами сегодня путешествует Матрёшка и, оказывается, Буратино не случайно пригласил её.

    А ещё есть стихотворение об этой цифре:

    У восьмёрки два кольца,

    Без начала и конца.

    Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 8.

    А теперь на файлах по алгоритму научимся писать цифру 8. (Работа по алгоритму на файлах).

    Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 8? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8)

    Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.

    Если рассуждать по закономерности, то вы можете заметить, что второе слагаемое увеличилось на один, сумма увеличиться на один, получили 3+5=8, следовательно, число 8- следующее за числом 7 )

    Значит, чтобы найти место числу 8 на числовом отрезке, надо к 7 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 8 (Дети на доске и на файлах достраивают отрезок)

    Какой следующий пункт плана? (Состав числа)

    Для данной работы приготовьте 8 кружков. Как можно разложить данные кружки в два мешочка? (Вначале переложим один кружок и пересчитаем, сколько осталось во втором, получили 1 да 7, значит на первом этаже находятся жители 1 и 7, следовательно 8- это 1 и 7) (Дети работаю на доске и на партах). Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 8”

    Аналогично работают с остальными вариантами.

    Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)

    Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель:

    • зафиксировать во внешней речи состав числа 8.

    Организация учебного процесса на этапе 6:

    Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 8.

    Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 8?)

    Обращаясь к целям урока:

    Писать цифру научились? (Да)

    На числовом.отрезке. место числу 8 нашли? (Да)

    С составом числа 8 поработали? (Да)

    Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).

    Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 8, давайте решим следующие равенства:

    На доске:

    Первый столбик решается на доске с проговариванием в громкой речи состава числа 8 всеми детьми.(2 и 6 это 8, поэтому 2+6=8. 8 это 4 и 4, поэтому 8-4=4)

    Второй столбик – фронтально с места с проговариванием в громкой речи.

    Третий столбик на файлах – с проговариванием в парах.

    7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

    Цели:

    • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
    • проверить сформированность представления о составе числа 8.

    Организация учебного процесса на этапе 7:

    Самостоятельно решите на листочках равенства, а затем мы проверим и расскажем нашим друзьям, как поняли тему урока.

    Проверка по эталону:

    Сравните с эталоном первый пример.

    Кто нашёл ошибку в первом равенстве?

    Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)

    Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки “?”, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

    Кто нашёл ошибку во втором равенстве?

    Кто не понял, как работать с “домиком № 8”

    У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)

    Молодцы! Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Цели:

    • тренировать способность к соотнесению количества предметов с цифрой и графической моделью.
    • тренировать способность к применению знаний по составу числа.

    Организация учебного процесса на этапе 8:

    Работа по учебнику №1 стр. 12

    Найдите мешочек с 8 предметами и проведите ниточку к соответствующей цифре.

    Каких предметов 8? С какой цифрой соединили?

    Дорисуй недостающие точки на фишках.

    Сколько дорисовали на первой фишке? Почему? (8 это 3 и 5)

    Аналогично с остальными шишками.

    Проверка – фронтально.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цели:

    • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
    • оценить свою работу и работу класса на уроке;
    • наметить направления будущей учебной деятельности;
    • обсудить домашнее задание.

    Организация учебного процесса на этапе 9:

    Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 8”.)

    Чему мы хотели научиться? (Изучить число 8 и научиться писать цифру 8.)

    Нам это удалось? (Да.)

    Докажите.

    Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?

    Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему?

    – Оцените свою работу. Подарите магнитик Матрёшке: если вы считаете, что трудились очень хорошо, и у вас все получалось, прикрепите магнитик к большой Матрёшке; если считаете, что не очень хорошо поняли тему? прикрепите магнитик к средней Матрёшке; ну а если наше путешествие вам не принесло никаких знаний и вы ничему не научились – тогда магнитик должен попасть к маленькой Матрёшке. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты)

    Учитель делает вывод по итогам самооценки.

    Какие ТРУДНОСТИ остались?

    Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.

    Тема : «Число и цифра 8».

    Цели

    Обучающие:

      Познакомить с образованием числа 8 и составом числа 8.

      Учить составлять число 8 из двух меньших.

      Познакомить с цифрой 8 и научить писать эту цифру.

      Закрепить навыки счёта в пределах 10.

    Развивающие:

    1. Развивать память, внимание, логическое мышление.

    2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

    3.Учить грамотно использовать в речи математическую терминологию.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
    2. Воспитывать интерес к занятиям.
    Материал к занятию:

    Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета, рисунки, похожие на цифру 8, картинки животных.

    Раздаточный - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

    Методические приемы:

    1. Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.

    2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.

    3. Практический метод - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

    Ход занятия

      Оргмомент.

    Вы все на занятии будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.

    Я вас приглашаю в страну "Знаний математика".

    Ребята, на чём можно путешествовать?

    - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

    Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

    Для этого должны купить билеты.

    2 . Работа над новым материалом.

    А). Устный счёт.

    Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.

    Б). Отгадывание загадок.

    Первая остановка – станция «Лесная».

    Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции.

    Дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

    Загадки:

      Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёж)

      Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

      Серый и зубастый Произвёл в лесу переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (волк)

      Длинные ушки, быстрые лапки. Серый летом, зимой белый. Кто это? (заяц)

      Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)

    6. Меньше тигра, больше кошки,

    Над ушами - кисти-рожки.

    С виду кроток, но не верь:

    Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

    7. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы? (белка)

    Кто это? (дикие животные).

    Сколько всего животных? (7)

    Считают и снимает педагог.

    Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.

    Физминутка для развития мелкой моторики:

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик гриб помыл,

    Этот пальчик гриб сварил,

    Этот пальчик только ел,

    Оттого и растолстел.

    Пока проводит ребёнок физминутку, приготовить квадраты на доске.

    В). Образование числа 8.

    Следующую станция «Цифровая».

    Что вы видите на доске?

    Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

    - Сколько всего квадратов? (7)

    Сколько красных квадратов? (6)

    Сколько синих? (1)

    Как мы получили число 7? К 6 +1=7

    А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

    Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

    Дети закрывают глаза, наступила ночь.

    Педагог меняет синий квадрат на красный.

    Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

    Синий поменяли на красный.

    Сколько стало синих квадратов? (7)

    Ночь, закрываем глаза.

    Педагог добавляет один красный квадрат.

    День, что изменилось?

    Сколько стало всего?

    Давайте посчитаем. (8)

    Как мы получили число 8?

    Мы к 7 +1=8

    Г). Знакомство с цифрой 8.

    Число восемь обозначается вот такой цифрой.

    (Выставляется на доске цифра 8)

    На что похожа цифра 8?

    На доске картинка с рисунками и читаю запись.

    - Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

    - Висит груша, нельзя скушать.

    - Цифра 8 плюс крючки – получаются очки.

    - К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик…

    Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

    Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

    Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 Марта)

    Давайте внимательно посмотрим на цифру.

    На что она похожа? (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша).

    Д). Письмо цифры на доске и в тетрадях.

    Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом в тетради по точкам.

    Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали,

    До носочков дотянулись,

    Вправо, влево повернулись,

    Тихо все на место сели.

    Глазки крепко закрываем

    Дружно до 8 считаем

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    Е). Состав числа 8.

    - Ребята, откройте коробочки с цветными счётными палочками.

    Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

    Какого цвета эта палочка? (Бордовая)

    А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.

    Сколько их? (8)

    Значит в числе 8 - 8 единиц.

    А теперь подумайте и приложите такие палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

    Какого цвета эти палочки?

    Это могут быть палочки разных цветов.

    Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары.

    Вот какой получился красивый ковёр!

    На доске заранее из цифр все варианты состава числа 8.

    Давайте ещё раз назовём состав числа 8.

    Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.

    Состав числа на доске:

    7 1

    6 2

    5 3

    4 4

      Закрепление нового материала.

    Работа в тетрадях.

    Дорисуйте в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало 8.

    Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

    1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

    2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

    3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

    4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

    5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

    Молодцы!

    4. Итог занятия.

    Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться.

    Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний».

    Вам понравилось путешествие?

    Что понравилось?

    Что интересного было?

    С какой цифрой и числом познакомились?

    Вы молодцы!

    Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые приклейте на страничку в тетради.