Литературно музыкальная композиция осень рыжая подружка. "Осень. рыжая подружка". Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

Осень - рыжая подружка... Материал для внеклассной работы с видео

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области.
Описание: Данный материал- мои строки об удивительнейшем времени года-осени. Данный материал может быть использован и учителями, и учащимися как в письменных работах по развитию речи, так и при подготовке сообщений. Надеюсь, что этот скромный материал будет востребован. Стихи и видео -авторские - проба пера.
Цель: передать чувство восхищения красотой осенней природы, разбудить интерес к природе, сезонным изменениям у читателей; воспитать любовь к родным местам, к неповторимой русской природе.

Осень – одно из удивительнейших времён года.
Ни в какой другой сезон нельзя наблюдать такое буйство красок, игру цвета, такую резкую смену погоды в течение одного дня: ясное солнечное, слегка морозное утро сменяется моросящим дождиком, а лёгкий прохладный ветерок вдруг с особым азартом начинает трепать яркие косички золотистых берез и пурпурных кленов.


Но я очень люблю это время года. Может быть потому, что появилась на свет осенью, когда природа праздновала своё пышное увядание. А может быть потому, что красота осенней природы пробуждает во мне творческие начала: у меня сами собой складываются стихи, мне хочется рисовать, отразить эту неземную красоту, которую и повторить-то невозможно.


Как не любить тебя мне, осень?
Твои слезинки на глазах,
И яркий шёлк твоих косичек,
Мне сердце радует всегда.

Ты утром молоком тумана
Окутываешь всё кругом.
А день настанет, солнце снова
Сквозь облака моргнёт глазком.

Клин птиц отправишь в путь далёкий.
Помашешь им цветным платком.
И рыжий дождик вновь польётся.
На речках листоход кругом.

Девчонка рыжая, смешная,
Ты даришь радость каждый год!
Тебе не жаль ни бронзы и не злата,
Краса твоя в характере твоём.

Подборка моих любимых стихов об осени известных поэтов:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)


Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Осеннее развлечение для детей 2-4 лет. Сценарий «Рыжей осени подружка»

Розова Татьяна Владимировна
Музыкальный руководитель, детский сад №7 «Сказочная полянка», город Заринск
Цель: Создание праздничного настроения для малышей.
Задачи:
Знакомить детей с многообразием звуков природы: голоса диких животных; звук дождя, шуршание листьев.
Развивать музыкальные способности через танцы, игры, попевки.
Описание: Такое развлечение предлагаю педагогам младших групп, и групп 2 раннего возраста, где дети еще совсем не говорят. Используется экран, что позволяет обойтись минимумом персонажей. Вся музыка записана в презентации, что помогло обойтись одним ноутбуком.

Ход мероприятия:

Под фонограмму песни «Паровоз» дети заходят в зал, садятся на стульчики, их встречает Лиса.
Лиса:
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Лиса,
Всему свету я краса.
Я рыжей осени подружка
Вот какие чудеса.

Посмотрите, какой красивый кленовый листик я нашла (показывает). А на нем что-то написано. Вот отгадайте загадку, кто написал письмо.
Пришла девица золотая,
С деревьев листья обрывает.
А как зовут ее, ребята,
Кто быстро угадает?

Дети: Осень!
Слайд №1

Лиса: Молодцы! Давайте читать письмо.
«Дорогие ребята, приглашаю Вас к себе в гости в осенний лес.
Ваша Осень».

Давайте сходим, а то скоро зима придет, холодно будет? Пойдете со мной?
Только нужно идти тихим шагом, чтобы не напугать лесных жителей.
Дети идут за лисой, подкрадываясь.
Лиса: Вот мы и пришли. Тихо в осеннем лесу.
Слайд №2


Только солнышко светит да тучки в дождик собираются. Давайте поиграем с пальчиками.
Покажите ручки.
Солнышки, (Растопыривают пальчики)
Тучки (кулачки) – 3 раза.
Соберем ручки в большую кучку,
Получилась большая тучка. (Два кулачка вместе)
Дождик заплакал,
Слезами закапал.
Кап-кап, кап-кап. (Движения пальчиками)
Тучка ниже, дождик ближе.
Кап-кап, кап-кап. (Скользящие взмахи руками)
Подуем на ручки, прогоним тучку. (Дети дуют на кулачки)
Уплыла тучка, опустили ручки. (Разводят руки через стороны, кладут на колени)

Лиса:
Раз, два три четыре, пять,
Все выходим танцевать.
Слайд №3


Танец «Раскачаем мы качели»

Раскачаем мы качели
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Вот качели полетели
Ой, держись, держись, держись.

Чух – чух – чух наш тепловозик.
Чух – чух – чух тепловоз.
Всех ребяток покататься
Он повез, он повез.

Где-то спрятались ребятки
Не видать, не видать.
Помогите нам ребяток
Отыскать, отыскать.

Покружитесь вы, ребятки,
Не спеша, не спеша.
Вы кружите, не спешите.
Ай да пляска хороша.

Лиса: Красивый получился танец, все старались. Проходите, садитесь на стульчики.
Слайд №4


(показывает на экран)
Смотрите, какие красивые осенние листочки. Кто-нибудь знает стишки про них?
Не знаете? Тогда я сама вам расскажу стишок.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Лиса: Давайте споем про осень песенку.
«Осень наступила», муз. С. Насауленко
Лиса: Смотрите, какая красивая коробочка под березкой стоит – это Осень нам сюрприз приготовила, посмотрим, что же в ней. (Достает погремушки)
Что это? Погремушки.
Слайд №5


Давайте поиграем с ними.
Оркестр погремушек
Лиса:
А теперь скорей вставайте
Друг за другом успевайте.
Большие ноги шагают по дороге,
Маленькие ножки бегут по дорожке.
Слайд №6


Какие ноги у козлика? Большие. А у белочки? Маленькие. Давайте покажем.
Разминка «Большие, маленькие ножки»
Лиса: Мы с вами пришли в гости к лесным жителям, давайте, посмотрим, кто же здесь живет.
Слайд №7


А это кто сидит на грибочке? Птичка.

Птичка к деткам прилетела
На грибочек птичка села.
Птичка песенку поет.
Птичка зернышки клюет.

Давайте покормим птичку.
Песня «Птичка»
Слайд №8


Лиса: Смотрите, кто это сидит под деревом? Заяц. Хотите превратиться в зайчиков?
Очень медленно кружитесь,
И в зайчишек превратитесь!
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.
Ручками хлоп, хлоп.
Ножками топ, топ.
Глазками моргают,
После отдыхают.

Этюд «Зайчики»
Слайд №9


Лиса:
Это Мишенька - медведь.
Громко любит он реветь.
А еще, детишки,
Он собирает шишки.

Поможем Мишке шишки собрать?
Песня «Вот, какие шишки»
Дети по лесу гуляли,
Дети шишки собирали.
Вот какие шишки
Мы подарим Мишке.

Вот как шишечки стучат,
Веселят они ребят.
Вот какие шишки
Мы подарим Мишке.

Мишке шишки мы покажем,
А потом за спинку спрячем.
Поищи-ка, Мишка,
Где же наши шишки.

Где шишки?
- Вот они!!!

Лиса:
А теперь, детвора,
Поиграть пришла пора.
К Мишке ближе подходите,
А потом скорей бегите.
Игра «Догонялки с Мишкой»
Лиса:
Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам, ребята, в осеннем лесу?
А теперь пора прощаться,
Да конфеткой угощаться.
Взрослые раздают детям конфеты.
Слайд №10


Лиса:
Дождик начинается.
Праздник наш кончается. Поцелуйчик.
До свиданья, дети!
Дети: До свиданья.
Под музыку дети уходят в группу.

Презентация на тему: Осеннее развлечение для детей

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Осеннее вдохновение"

Описание:
Данный материал предназначен для педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей русского языка и литературы. Мероприятие уместно организовывать с учащимися среднего звена. Данное мероприятие было проведено совместно с Централизованной библиотечной системой и городским Литературным салоном. Данное мероприятие воспитывает в детях любовь к родному краю, учит обращать внимание на прекрасные картины окружающего мира.

Цель: систематизировать и расширять представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений рузаевских поэтов, воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Задачи:
- развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Приглашены: педагоги и воспитанники МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР», родители, гости – поэты Рузаевского Литературного салона «Лира».
Оборудование: микрофоны, микшерный пульт, компьютерное оборудование.

Ведущий: Т.В. Сироткина
Звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Ноябрь».
Ведущий: (Стихотворение О.А. Жуковской)
Каждый день меняется погода,
Лист летит в ладони желтый, красный.
Что ж, друзья, другое время года…
До свиданья лето, осень, здравствуй!

Как хотим мы в лето возвратиться,
Сквозь дожди увидеть неба просинь.
Только гонит ветер листья-птицы…

Хоть и грустно с летом расставаться,
Улыбнувшись, мы его попросим
В сердце теплым солнышком остаться.
До свиданья, лето, здравствуй, осень!

«Унылая пора! Очей очарованье!»… Кто же со школьной скамьи не помнит наизусть эти пушкинские строки? Поэты всех времен и народов не устают воспевать в своих стихах Осень. Да и как можно остаться равнодушным при виде постоянно меняющихся декораций в театре природы? Как великолепная актриса в заключительном акте спектакля «Времена года», осень меняет маски и пышные наряды по нескольку раз в день, щедро раздает людям свои плоды, подводит итог прожитому году, навевает романтикам светлую грусть, а философов заставляет задуматься о бренности жизни.
И конечно же, все знают, что осень – это начало учебного года, самая волнительная пора для педагогов и их воспитанников. Именно поэтому осенью мы отмечаем прекрасный праздник «День учителя»!
Сегодня мы встречаем этот праздник вместе с людьми, судьба которых напрямую связана с преподаванием. Это – члены Рузаевского литературного салона: Грацилев Герман Вениаминович, Зуботыкина Валентина Васильевна, Гандюрина Галина Васильевна, Рузанкина Тамара Павловна, Жуковская Ольга Аркадьевна и организатор салона Тугарина Наталья Борисовна.
Наш праздничный вечер мы посвятим Осени, ведь каждый из поэтов видит в ней что-то особенное: то яркое, залихватское, то хмурое и дождливое; то глубинно-философское, то по-детски простое и радостное.
Сегодня мы увидим множество прекрасных картин осени, которые запечатлели в своих стихах наши поэты.
I. Послушайте, какие теплые пейзажи рисует Герман Вениаминович Грацилев в своем стихотворении, которое прочтет Анна Кондратова.
* * *
Сентябрь стоял отменный просто:
Сияло солнце день-деньской,
У ветра не хватало роста
Достать до кроны золотой;
И день был тих, и ласков вечер,
И мир хрустально-голубой,
И на мои спустился плечи
Осенний царственный покой.
Была душа теплом согрета,
И настроенье – хоть куда!
Сентябрь такой, то бабье лето
Я не забуду никогда.

Грацилев Г.В. читает свои стихи:
Нет краше красоты
Когда осенний хмурый день
Вдруг ярким солнцем засияет,
И паутина обвивает
Полусогнувшийся плетень,
И, как мужик навеселе,
Плетется осень по дорожке,
И испеченною картошкой
Пропитан воздух на селе,
Когда серебряной росой
Трава обсыпана и кроны,
И рыба плещется в затоне,
Замри! И чуточку постой!
Когда сквозь рыжие кусты
Ты в лес волшебный проникаешь,
Грибы в корзину собираешь,
Поверь: нет краше красоты!
* * *
Вот и осень рыжей кошкой
Поскреблась в мое окно,
Принесла грибов лукошко,
Хлеб засыпала в гумно,
Лето свергла с пьедестала,
Довела до горьких слез,
И безжалостно срывала
Платья модные с берез.
Но украсила дороги
Листопадным цветником.
Вездесущие сороки
Веселятся за кустом.
Им, конечно же, хвостатым,
Далеко до соловья,
Но в период грустноватый
Их приятна трескотня.
Это все я принимаю,
Хоть в душе не очень рад.
Я отлично понимаю,
Что отцвел уже мой сад.
Вот и осень рыжей кошкой
Поселилась у меня.
Шевыряю кочережкой
В прогоревшей печке я…
Ведущий: Осень – это пора, которая навевает нам творческое настроение, приятные мысли и даже мелодии. Об одной из них и поведает нам Дарья Рузанкина.
2. Осенний блюз.
Ведущий: А следующее стихотворение Тамары Павловны Рузанкиной, которое прочтет Марина Шукшина, познакомит нас с необычным героем, осенним листом.
3.
* * *
Лист, сорвавшийся с ветки,
Желто-красен и сух,
Падал там, у беседки,
Покружив, словно пух.
Ветром резким подхвачен,
Вновь к вершине взлетел,
Словно в бешеной скачке
Погибать не хотел.
Падал, вновь поднимался,
Не мешая тебе,
Вдруг упал – и остался,
Покорился судьбе…
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Рузанкина Т.П. читает свои стихи:
* * *
Любимая пора – осеннее ненастье,
Где солнца луч как ожиданье счастья,
Проглянет лишь на миг,
И, кажется, достиг
Всего, что безнадежно вопрошал
Не у судьбы, а просто у природы.
Оно пришло, как дивная погода.
Август
Желтые листья
Медленно кружат,
Стынут под ними
Темные лужи.
Небо нависло
Прямо над крышей,
Дождика капли
Падают слышно,
Бьют по окошку,
В шорох сливаясь.
Все зеленеет –
Дождь умывает.
Радует свежесть
Влажного ветра.
Только проходит
Звонкое лето.
Ведущий: Следующая композиция «Листья желтые» прозвучит для вас в исполнении Алены Бессоновой.
4. «Листья желтые».
Ведущий: В стихах Гандюриной Галины Васильевны, богатых оригинальными олицетворениями, осенние пейзажи буквально оживают на наших глазах. Послушаем ее стихотворение «Осень» в исполнении Черновой Яны.

5. Осень
Листья хлопочут, листья хлопочут,
Вот и пришла их пора.
Ночью ветра за окошком хохочут;
В школу пошла детвора.

Низко рябина склонилась под ветром,
Дарит из кистей костер.
Дождь барабанит по согнутым веткам.
Дымка туманит простор.

Яблоки зимние, с ветки сорвавшись,
Тихо ложатся в траву.
Кончилось лето, и я, оглянувшись,
Эхом его позову.
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Гандюрина Г.В. читает свои стихи:
* * *
Мне нравятся осенние утра.
Нет, не такие – солнце с холодами,
А мокрые, с туманными дождями.
Такая мягко-грустная пора.
Мне нравятся осенние утра,
Когда промокли астры у порога.
А на рябине еще ягод много,
Но коз уже не гонят со двора.

Мне нравятся осенние утра,
Где блеклые озябли хризантемы,
И смотрят в небо темные антенны,
И день чуть-чуть короче, чем вчера.

Мне нравятся осенние утра,
Где легкий лист, кружа, ложится тихо.
Не хочет падать с ветки облепиха…
Мне нравятся осенние утра.

Художник – осень

Снова осень, взяв мольберт подмышку,
Вышла на пригорок рисовать.
Желтого намазала с излишком.
Что ж, других ей красок не достать?!

Алого немного набросала:
Покраснели ягоды рябин.
И небес осенних покрывало
Дополняет золото картин.

Серая песчаная дорога.
Мелкие и частые дожди.
Журавлиных клиньев в небе много.
Холодает, и тепла не жди.

Не понравилось. И, как любой художник,
Все картины – под ноги и вниз.
Облетели листья и под дождик
На сырую землю улеглись.

Вот и все. Устала, отдыхает,
Думает о чем-то о своем.
Ну, а ей на смену подрастает
Маленький морозец с октябрем.

Ведущий: Свой танец «Листик» вам дарит воспитанница т.о. «Танцевальный» ____________________________.
6. Танец
Ведущий: Осень – это время года, когда яркие краски стираются, а дождик, моросящий за окном, навевает легкую грусть и печаль. Такую картину мы с вами увидим в следующем стихотворении Валентины Васильевны Зуботыкиной, которое прозвучит в исполнении Виктории Чугуновой.
7. Ранняя осень

Вот сбросила осень весь лист на осине,
Янтарной листвой наградила березу.
На клены повесила алые флаги
И сыплет на землю осенние слезы.

Поля опустели, в лесу стало тихо.
Грибы из-под жухлой травы чуть заметны.
Свинцовое небо над нами повисло.
И ветер холодный, сырой, неприветный.

Какая дождливая ранняя осень!
Дома, огороды, сады – все промокли.
В квартирах прохладно, топить еще рано.
Лишь изредка солнышко светит нам в окна.
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Зуботыкина В.В. читает свои стихи:
С Днем учителя!

День учителя – праздник народный,
Самый лучший на нашей планете,
Ведь учитель на каждом уроке
Дарит нужные знания детям.

Молодым педагогам желаю,
Чтоб любили детей и работу,
Чтоб всю нежность души буквально
Пронесли через школьные годы.

Понимаю, в своих пенатах
Вы богаты духовной пищей.
Что касается вашей зарплаты,
На нее не позарится нищий.

Все равно вы не падайте духом,
Хоть и трудно порой живется.
Ведь учитель всем детям нужен,
Верьте, счастье сторицей вернется.
С Днем учителя вас поздравляю!
Дай вам Бог доброты и терпенья.
От души всем здоровья желаю
И, конечно, в питомцах везенья.
Ведущий: Слово предоставляется методисту, зав. СП№5, председателю профсоюза Центра «ЮНИТЭР» Пихиенко О.Ю.
Выступление Пихиенко О.Ю.
Ведущий: Да, педагог – это самый настоящий творец, как и композитор, и поэт, и музыкант, ведь наши произведения искусства – это дети, которые выходят из-под нашего крыла. А в следующем стихотворении Жуковской Ольги Аркадьевны в исполнении Дарьи Рузанкиной мы узнаем, как же они рождаются – прекрасные творения.

9. Осенняя песня

Печальный маэстро,
Мы очень Вас просим:
Один, без оркестра,
Сыграйте про осень.

Вы, крышку рояля
Подняв осторожно
И взглядом печальным,
И взглядом тревожным

Окинув прохожих,
Взгляните на ноты.
И мы подытожим
Любовь и заботы.

Сыграйте, маэстро,
Осеннюю песню.
И будет чудесно,
И будем мы вместе

Оплакивать лето
Дождями и ветром,
И вспомним поэтов
И слов километры.

По клавишам сонно
Скользят листопады,
Шурша отрешенно:
«Так надо… Так надо…»

И звукам так тесно
В просторе небесном!
Играет маэстро
Осеннюю песню…

10. «Рождение звезды» Сироткина Т.В.

(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Жуковская О.А. читает свои стихи:
Сентябрь

Ты день мне подарил,
Сентябрь золотоглавый,
Ты дождь уговорил
Не плакать над землей,
Туманом не дымил
В ложбинах и оврагах
И ветру запретил
Бесчинствовать с листвой.

В простор твоих лесов
Войду, как на причастье,
С лица смахну твою
Оранжевую прядь,
Под шелест голосов
Пойму, какое счастье –
У лета на краю
Березку обнимать.

Перед великим сном
В торжественном покое
Горят костром одним
Деревья и кусты.
И в храме том лесном
Звучит над головою
Священный вечный гимн
Во славу красоты!

* * *
Боярышник краснеет, птицам – радость.
Да и моя душа прохлады просит.
Зову в наперсницы сырую осень,
Чтоб разделить с ней летнюю усталость.

Пускай возьмет расплавленную душу
И окунет в туманные озера,
Там, вдалеке от пристального взора,
Мою хандру ленивую нарушит.

Взмахнув рукой прощально мудрым птицам,
Подслушивая шепот листопада,
Дождям ее доверюсь, им ведь надо
Слезами по щекам моим катиться.

Боярышник краснеет – значит, осень
Так ласково и так неотвратимо
Идет ко мне на зов необъяснимый –
Из лета в зиму душу переносит.

12. «Осень» (Александр Суханов). Исп. О.А. Жуковская в сопровождении гитары.
13. Стихотворение О.А. Жуковской в исполнении Мурой И.Э.

Педагогам хвала!

Эта осень опять
В сотый, в тысячный раз,
Рядом с вами детей
Торопясь собирает.
И другим не понять,
Как сияние глаз
Дорогих сорванцов
Каждый день вдохновляет.

Педагогам хвала!
Вам, дарующим свет
Бескорыстных сердец
Молодым поколеньям.
Вас судьба призвала
И открыла секрет
И мечты, и любви,
И труда, и терпенья.

Мира вам и добра!
Пусть в людской суете
Не иссякнет огонь,
Будет щедрою нива.
Золотая пора –
Листопад на дворе…
Это время всегда
И светло, и красиво.
Ведущий: Слово предоставляется директору Центра «Юнитэр» Бурдиновой Н.А.
Ведущий: Спасибо за внимание! Счастья Вам, любви и добра!

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Осень – рыжая подружка»

Тихо звучит мелодия, осенний вальс. Вход детей

Уч. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня в этот осенний день мы собрались с вами в музыкально-литературной гостиной и нашу встречу мы посвящаем одному из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Ведь это время года необычное. Оно такое разное. Осень не только приносит с собой хмурое небо холодный дождик. Она дарит нам неповторимую красоту осенних пейзажей в парках, скверах, садах.

Звучит музыкальное произведение Осень Вивальди

видеоряд «Осень»

Кружит осенний листопад

Пластинкой яркой, звонкой,

И листья павшие скользят

Оранжевой позёмкой.

Их гонит ветер чародей

Прозрачною аллеей,

И в струях солнечных лучей

Они светло алеют.

И этот огненный наряд,

Задум­чивый и ясный,

Они в последний миг дарят,

Последний и прекрасный.

Исполняют песню про осень………

Уч. Ребята, кто из вас знает, когда наступает астрономическая осень?

Астрономическим началом осени считается день осеннего равноденствия. Он наступает или 22, или 23 сентября: ученые высчитывают точную дату. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Фенологи - ученые, которые исследуют сезонные явления природы, - считают началом осени период после 26 августа, когда могут наступить первые ночные заморозки и начинается листопад. А длится осень 93 дня: с 26 августа по 27 ноября.

Осень постучалась к нам
Золотым дождём
И сухим и ласковым
Солнечным лучом.
Затянул печальную
Песню листопад.
И под эту песенку
Засыпает сад.

А рябина ягода
Словно огонёк.
Согревает, радует
Пасмурный денёк.
В лужицах, как лодочки
Листики кружат.
Серые, холодные
Тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие
Больше не поют.
В стаи собираются
И летят на юг.
Вечерами тихими

Дождик моросит.

Песню колыбельную

По стеклу стучит.

Исполняют песню «Скворушка»

Издавна осень поражала своей красотой и вдохновляла на написание картин художников, поэты посвящали этому времени года стихи, композиторы – музыку. Поэты, художники словно соревнуются, кто лучше расскажет об осени.

Видеоряд картины художников

Дети читают стихи об осени.

Клен под окошком сбросил листья

Это принесла нам осень письма.

Что ж она пишет в письмах-то этих?

Пишет, что дышит холодом ветер.

Пишет о самом первом морозе,

В инее белом поздняя осень.

Лист за окошком кружит ветер.

Стало немного грустно на свете…

Флеш-моб «Кап-кап-кап»

А сейчас я предлагаю послушать прозаические миниатюры, которые сочинили ребята о чудесном времени года – осени и о приключениях осеннего листочка

Защита проектов «Путешествие осеннего листочка»

В нашем зале мы устроим

Настоящий листопад.

Пусть закружатся листочки

И летят, летят, летят.

Дети исполняют песню с листочками.

ВЕДУЩИЙ Осень предста­ет перед нами не только как печальная красавица, но и как щед­рая хозяюшка. Известная всем пословица: «Весна красна цвета­ми, а осень - пирогами» - гово­рит об осени как о поре урожаев. О щедроте осени нам сейчас расскажут наши артисты.

(сказка про репку)

Ведущий: Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед: Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий: Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода,

стуча зубами.)

Дед: Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий: Хвать, но репка возмутилась.

Морковка: Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином…
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - картошка!
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я - твой главный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста: Право, я возмущена!
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед: Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла: Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед: Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!

Ведущий. Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Осень – прекрасная пора года, которую воспевали многие литературные классики и изображали на холстах своих картин в самых разнообразных красках великие художники. Эта пора года вобрала в себя опыт многих поколений в виде многочисленных примет, связанных как с отдельной календарной датой, так и со временем года в целом. Прослушав сказку, назовите приметы осени, связанные с осенними месяцами.

Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.
Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дому, пока она сама их не позовет.
Не дождались дочери материнского зова и решили сами вместе пойти погулять.

Только Сентябринка открыла дверь, как сразу во дворе все листья и травы пожелтели, цветы завяли.

А когда Октябринка порог переступила – ветер поднялся, всю листву с деревьев оборвал, тучи черные нагнал.

За Октябринкой и Ноябринка во двор выбежала – снег с дождем пошел, холодно и темно стало.

Испугались дочки да со страху и забыли, кто они такие, как их зовут и где они живут. Разошлись в разные стороны, а на Земле мрак кромешный наступил.

Вернулась Осень домой, не может в темноте да холоде найти своих дочерей. Побежала она к другу Месяцу, рассказала о своей беде.

Оседлал Месяц верного коня и отправился на поиски.

Долго ли, коротко ли он ехал, вдруг видит огонек вдали. Подъехал, а это около костра старичок Стовек сидит, угли ворошит, спрашивает, куда добрый молодец путь держит. Рассказал ему Месяц о беде. Старичок отвечает: «Знаю, как найти дочек Осени. Вот возьми косыночку. Она волшебная. Кто за ее кончик возьмется, тот к нему и прилипнет. Только при помощи этой косынки ты сможешь собрать Сентябринку, Октябринку и Ноябринку вместе». Поблагодарил Месяц Стовека и отправился в путь.

Едет-едет и вдруг слышит: кто-то тихонько курлычет. Пригляделся Месяц, а это журавлик от холода замерзает. Подобрал его молодец, обогрел, накормил да на волю отпустил.
Доехал Месяц до леса. Видит, охотники лису гонят, жалко ему зверя. Прикрыл Месяц лицо, и совсем темно стало. В это время лиса и убежала.
Только два шага шагнул, зайца в силках нашел и его выпустил.

Долго ли коротко ли бродил молодец, но наконец собрал он всех дочек Осени. Идут они домой, за косынку волшебную держатся, а вспомнить, кто такие, не могут. Опечалился Месяц.

Вдруг видят, в небе клин журавлиный летит, а самый маленький журавлик громче всех курлычет. Услыхала Сентябринка крик, подняла голову, и вспомнила свое имя. А тут лиса пробежала, своим рыжим хвостом мелькнула и весь лес в желтый да красный цвет раскрасила. Как увидала это средняя дочка, так сразу и припомнила, что ее Октябринкой звать. А следом за лисой белый заяц, как пурга по полю, пролетел. Глянула на него Ноябринка и о своем имени догадалась.

Возвратились дочери домой да мать Осень слушать стали, да по очереди во двор гулять выходили, каждая в своё время. А на Земле мир да покой наступил

http://stranakids.ru/

Осенние конкурсы

Сегодня вам придется пройти сложные испытания, чтобы определить самую дружную команду. Судить нашу игру будет нестрогое, компетентное жюри в составе… Представим команды: Октябринки, Сентябринки, Ноябринки

«Заморочки из бочки» (Каждая команда по очереди отвечает на загадку. Кто ответит правильнее?)

Загадки:
Орехи в земле, листья на земле. (картошка)
Над землей трава, под землей – алая голова. (свекла)
Рос ребенок не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (лук)
Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (помидор)
Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (огурец)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая. (морковь)
Что это за голова, что только зубы и борода (чеснок)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
Раскололся тесный домик на 2 половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. (горох)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут. (огурцы)

1 конкурс: Нарисовать наряд осени без помощи кисточек и карандашей, используя только пальчиковые краски, засушенные цветы и листья, клей.

Конкурс «Найди лишнее»

Учитель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

➢ Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

➢ Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

➢ Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

➢ Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

➢ Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

➢ Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

➢ Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

➢ Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

➢ Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

➢ Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

➢ Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

➢ Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

➢ Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Конкурс «Фрукт-овощ-ягода»

Ребята становятся в круг. В центре - водящий. Он крутится и повторяет «фрукт-овощ-ягода». Как только он останавливается, то говорит любое из этих трех слов. Тот, на кого он указывает, должен быстро сказать название фрукта, овоща или ягоды, в зависимости от того, какое слово назвал водящий. В это время водящий считает до трех. Если за это время участник конкурса не успевает назвать слово, то он выбывает из игры. Повторять слова нельзя.

Конкурс «Праздничное меню»

Ребята делятся на четыре команды. В течение пяти минут они должны придумать праздничное меню из осенних продуктов. После того как меню составлено, ребята его зачитывают. Победителя определяют сами дети. Каждая команда может отдать свой голос только одной команде, меню которой им понравилось.

Конкурс «На внимание»

Ребята должны найти ошибки в предложениях.

➢ «На моем дереве в саду растет много опят».

➢ «Ягоды моркови очень вкусные».

➢ «Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».

➢ «Кусты капусты растут по всему лесу».

➢ «Корнеплоды яблок сладкие на вкус».

➢ «Из мухоморов очень вкусный суп».

➢ «Репа красного цвета».

➢ «Хлеб растет на деревьях».

➢ «Осенью распускаются почки».

➢ «Первого сентября заканчивается учебный год».

«Непогода». Под музыку участники каждой команды ходят по залу и по сигналу снимают с себя вещи оставляют на стульчике (осенняя одежда: куртка, шарф, берет, зонтик ) По сигналу «Кажется, дождик начинается» необходимо быстро одеться. Кто быстрее?

Давайте срочно веселиться,
Пусть долго праздник ещё длится.
Пусть осень дождику назло
Нам дарит радость и тепло.

Ведущий

Вот и закончилась наша литературная гостиная. Прозвучали стихи об осени русских, казахских поэтов. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Какая разная осень... И веселая, солнечная, и грустная, унылая... Но всегда такая сказочная и неповторимая. Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень. Впереди зима, весна, лето … и новые встречи.

Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена