Школьная реформа 1864. Положительный эффект реформы образования. Женское среднее образование

Школьная и университетская реформа 1863-1864 г.

История развития образования в России.

· Первые религиозные школы создавались на Руси только при монастырях. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие.

· К началу правления Петра I, в Европе уже существовало около 100 университетов, а в России два учебных заведения: Киевская Духовная академия и Московская славяно-греко-латинская академия.

· Петр I в условиях войны создал систему профессионального образования в форме военных училищ и заложил основы начального и профессионального светского и духовного обучения.

· В 1755 г. Был создан первый в России Московский университет. В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский.

· По инициативе Екатерины II было создано 550 школ для обучения горожан и подготовки учителей.

· Александр I завершил создание системы многоуровневого образования в которую вошли: университеты, гимназии, уездные училища. Низшей ступенью образования являлись приходские училища. Впервые были созданы церковно-приходские школ, в которых могли учиться дети нижних сословий. Находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.

· При Николаи I правительство стало широко проводить в жизнь сословный принцип в системе образования, что выражалось уже не только в создании закрытых учебных заведений, но и в недопущении преемственности обучения в общеобразовательной школе.

Причины проведения реформы образования в 1863-1864 г.

· Предоставление гражданских прав бывших крепостным крестьянам обусловило проведение земской и судебной реформы, в соответствии в которыми стране необходимо было большое количество работников судебной системы, земских врачей, агрономов, и других специалистов. Готовить их можно было из нижних слоев населения, так как дворян в России было меньше, чем нужно было специалистов.

Разработка реформы

· 4 декабря 1861 года Александр II учредил специальную комиссию, в состав которой вошли университетские профессора и попечители учебных округов. Она должна была разработать новый Устав российских университетов. Проект нового Устава был готов уже 5 января 1862 года.

· Реформа проведена министром народного просвещения графом Д.А. Толстым.

Система подготовки специалистов из нижних слоев населения. Изменения в основных звеньях народного образования.

· Для подготовки специалистов из детей низших сословийот платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Особо отличившимся учащимся предусматривалась выдача единовременных пособий и стипендий .

· Начальные школы разделялись на церковно-приходские училища , содержание которых осуществлялось за счёт местных обществ, с возможностью пособий от частных лиц и казны, и народные училища , финансируемые частными лицами; церковно-приходские училища , существующие за счёт средств православной церкви, и сельские училища различных государственных ведомств; эти училища не отличались ничем, кроме порядка управления и финансирования; Допускалось введение платы за обучение, размер которой определялся теми, кто содержал училище. Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение, способность оплачивать обучение.

· По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания.

· Устав 1963 г. объявлял о создании трех типов средней школы с семилетним курсом обучения: классическая гимназия с двумя древними языками; классическая гимназия с латинским языком; реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или современного образования. Вносились также изменения в статус уездных училищ , которые предусматривалось преобразовать в прогимназии или двухлетние приходские начальные школы .

· Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы.

· К важным школьным реформам 60-х гг. следует также отнести учреждение женских общеобразовательных всесословных училищ (с 1870 г. - женских гимназий). Окончившие женские гимназии не пользовались правом поступления в университет.

· Благодаря реформе университетам представилось больше самостоятельности в делах внутреннего управления, устав ввел выборность ректоров и профессоров университетов.

Положительный эффект реформы образования

· Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий;

· Появилась система женских гимназий;

· Менее чем за десятилетие после проведения реформ количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился. Количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз

Общая характеристика школьных реформ 60-х годов. Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, воинскую, школьную, земскую.По характеристике В. И. Ленина, эти реформы по своему содержанию были буржуазными, но проводились стоящими у власти крепостниками. По этой причине на них лежала печать половинчатости, двойственности. Эти особенности присущи и школьным реформам 60-х годов, в частности реформе начальной и средней школы в 1864 году и реформе университетов в 1863 году. Подготовка к школьным реформам велась в течение восьми лет (начиная с 1856 года). Вырабатывались и перерабатывались несколько раз проекты реформ. В начале 60-х годов проекты реформ, в т.ч. школьных, были более либеральными, нежели последующие их варианты и законы, утвержденные в 1863-1864 годах.Характеризуя устав университетов, утвержденный в 1863 году, и пятикратную переработку проекта этого устава, Герцен писал: ʼʼПравительство делало, как иерусалимские паломники, чересчур много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один всœе же оставалсяʼʼ. Эти слова вполне применимы и к подготовке реформы начальной и средней школы. ʼʼПоложение о начальных народных училищахʼʼ. 19 июля 1864 года было утверждено ʼʼПоложение о начальных народных училищахʼʼ. По этому ʼʼПоложениюʼʼ цель начальных народных училищ определялась так: ʼʼУтверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знанияʼʼ (§ 1). К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всœех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счёт казны, обществ и частных лиц (§ 2).В начальных школах преподавались закон божий, чтение ʼʼпo книгам гражданской и церковной печатиʼʼ, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в ʼʼПоложенииʼʼ не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в ʼʼПоложенииʼʼ и возраст учащихся.Принимались в народные училища дети всœех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным, по усмотрению тех ведомств, обществ и лиц, за счёт которых училища содержались. Обычно оно было бесплатным.Учителями начальных училищ по ʼʼПоложениюʼʼ 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, в случае если ʼʼполучали на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета по представлении удостоверения в доброй нравственности и благонадежности от лиц, совету известныхʼʼ (§ 16). Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинœены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.Для руководства учебно-воспитательной работой школ (кроме церковноприходских) на местах по ʼʼПоложениюʼʼ 1864 года учреждались уездные и губернские училищные советы. В состав уездного училищного совета входили: представитель от министерства народного просвещения (по назначению попечителя учебного округа, обычно учитель гимназии или смотритель уездного училища), представитель от министерства внутренних дел (по назначению губернатора, обычно исправник, т. е. начальник уездной полиции), представитель духовного ведомства (священник, по назначению архиерея), два представителя от уездного земства (выбирались на уездном земском собрании), представитель городского самоуправления. Председатель уездного училища совета избирался из числа членов совета.Уездный училищный совет руководил начальными школами, давал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителœей. Губернский училищный совет (состоял из архиерея - председатель совета͵ губернатора, губернского директора училищ и двух представителœей от губернского земства) рассматривал главным образом жалобы на постановления уездных советов данной губернии. В ʼʼПоложении о начальных народных училищахʼʼ видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Новыми были замена крепостнически-сословной начальной школы школой бессословной, классовой, предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин, учреждение коллегиальных органов руководства школами. Наряду с этими сохранялись церковноприходские школы. На первый план при определœении цели народных училищ выдвигалось распространение религиозно-нравственных знаний. Церковники допускались к преподаванию без каких-либо удостоверений, тогда как светские лица - только по получении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности. Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года. По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая - с преподаванием древних языков - латинского и греческого и реальная - без древних языков, обе с семилетним сроком обучения. В реальных гимназиях в большем объёме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всœех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных) ; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география - имели во всœех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях - на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. К тому же больший объём знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. Οʜᴎ могли поступать во всœе высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные.По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всœех сословий без различия звания их родителœей и вероисповедания. Отменялись телœесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета͵ а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинœет.Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах. Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. При этом царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всœех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% - реальными.В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил всœе гимназии в классические.Среднее женское образование. В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и данный вопрос был разрешен половинчато. 10 мая 1860 года было утверждено ʼʼПоложение о женских училищах ведомства министерства народного просвещенияʼʼ. По этому ʼʼПоложениюʼʼ женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всœеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие. К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всœех сословий. По сравнению с мужскими гимназиями женские училища первого разряда имели на один год меньшую продолжительность и значительно суженные программы обучения. Οʜᴎ, как это видно из формулировки ʼʼПоложения о женских училищахʼʼ, предназначались для подготовки женщины как жены и матери, но не ставили целью подготовить женщину к общественной деятельности. Число женских училищ было невелико. В 1870 году во всœей России было всœего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда. В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Реформа высшей школы. В общественном движении 60-х годов большое участие приняли профессора и студенты. Уже в 1856 году начались студенческие волнения, на которые правительство отвечало репрессиями, вплоть до увольнения в 1861 году всœех студентов С.-Петербургского университета. Но наряду с этим правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки. Началась выработка нового университетского устава. Проект его перерабатывался пять раз, и, наконец, 18 июня 1863 года устав был утвержден под давлением общественного движения.По этому наиболее прогрессивному из всœех университетских уставов дореволюционной России университетам предоставлялась некоторая автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора (на четырехлетний срок); избрание по конкурсу профессоров; советы факультетов выбирали деканов. Было увеличено число кафедр, предоставлена им возможность вести научную работу. Более чем в полтора раза увеличился состав преподавателœей.Были реорганизованы, превращены в полноценные высшие учебные заведения существовавшие раньше институты: Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское выcшее техническое училище, Петровско-Разумовская (ныне Тимирязевская) сельскохозяйственная академия; открыт Рижский политехнический институт. Начало земской деятельности по народному образованию. В 1864 году былo утверждено ʼʼПоложение о земских учрежденияхʼʼ, по которому в 34 губерниях Европейской России, населœенных главным образом русскими и народами Поволжья, вводилось местное самоуправление - земства.Введение земства явилось, как указывал В. И. Ленин, уступкой правительства обществу. Населœению (в лице, однако, лишь владельцев недвижимого крупного имущества - помещикам, фабрикантам, домовладельцам, а также зажиточной части крестьянства) было предоставлено право ведать под контролем губернаторов местными хозяйственными и культурными делами: здравоохранением, народным образованием (содержанием начальных школ и поощрением среднего образования), устройством дорог, водеснабжением и т. п.В области народного образования царизм уделил земству скромную роль: участие в развитии народного образования ʼʼпреимущественно в хозяйственном отношенииʼʼ, т. е. земство могло открывать (с разрешения уездного училищного совета) школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение дозволенными министерством народного просвещения учебниками и письменными принадлежностями, оплата учителя и пр.). Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школы, которая находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ, должность которых (по одной на губернию) была установлена в 1869 году.Ограничивалась роль земства и в другом отношении: оно могло содержать только начальные, но не средние школы. В отношении среднего образования земство имело право лишь ʼʼпоощренияʼʼ выдачей субсидий средним учебным заведениям, установления стипендий учащимся средней школы.И всœе же земства большинства губерний за первые десять лет своего существования создали значительную сеть начальных сельских школ; было открыто около 10 000 земских школ. Передовые земства пытались организовать подготовку народных учителœей в земских учительских школах, проводили курсы и съезды учителœей, устраивали пришкольные библиотечки, которыми пользовались и окончившие школу. Надо, однако, заметить, что земство принимало на себя лишь часть хозяйственных расходов по школам, а основные расходы (наем помещений для школ, постройка школьных зданий, отопление, освещение, оплата учителя, сторожа) несли сельские общества.Из всœех типов начальной школы, существовавших в то время (земских, министерских, церковноприходских и др.), земские школы были лучшими. Образовательный уровень их учителœей был выше, нежели учителœей других начальных школ, они имели специальные здания, были лучше оборудованы учебными пособиями. При этом деятельность земств по народному образованию не выходила по своему существу за рамки буржуазного просветительства.

Школьная реформа 60 годов 19 века в России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Школьная реформа 60 годов 19 века в России" 2017, 2018.

Проведенные в период царствования Александра 2 преобразования имели важные последствия для России тех времен. Не только потомки, но и современники императора отмечали как положительное значение реформ Александра 2для развития государственности, так и отрицательное.

Неизбежность реформ

Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года - на следующий день после кончины отца императора Николая 2 - Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.

От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей

Император Александр 2 вошел в историю под именем «Освободитель». которая была при нем осуществлена, несколько затмила остальные преобразования его правления, а их было немало. Та же реформа народного образования Александра 2 - чем неповод дать ему имя «Просветитель»?

В среде интеллигенции, помимо женского вопроса, обсуждались последствия исхода крестьян от помещиков и их дальнейшая участь. Идеи о потребностях организации для крестьянских детей споров практически не вызывали - необходимость их обучения просвещенные умы государства признавали безоговорочно. Многие в качестве примера приводили гения российской науки Михаила Ломоносова, судьба

которого была столь удивительна и уникальна. Глубокое уважение к нему испытывал и Александр 2. Реформы образования должны были открыть многим крестьянским детям дорогу в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С.Тургенев, предложивший свой проект создания комитета грамотности, который и был одобрен императором.

Историческое значение преобразований, введенных в правление Александра

Кроме того, что принял и подписал новые образовательные Уставы, провел полную просветительскую реформу, среди его заслуг есть и другие важные преобразования, коснувшиеся всего российского общества. На 1862-1863 годы приходится принятие изменений управления финансовыми ресурсами государства, на 1865-й - закона о печати. Реформы - самоуправления, судебная, военная - обществом были приняты по-разному, но их необходимость признавалась всеми. Пусть не все было осуществлено так, как задумывалось, но сам факт преобразований и положительное значение реформ Александра 2 для дальнейшего развития государства трудно не признать. Пусть некоторым из них дают разные оценки и поныне, но как на внутренней, так и на внешнеполитической арене Россия в эпоху Александра 2 стала сильнее.

Гимназистка

Реформы, проведённые Александром II, не зря назвали «великими». Они затронули и решили ряд социально-экономических проблем и расширили границы правового государства. К сожалению, не все из них были доведены до конца или были ограничены (судебная и земская).

Университетская реформа

Университетская реформа была проведена в 1862-1863 гг. Университетский устав, принятый 18 июня 1863 г., был самым либеральным из университетских уставов дореволюционной России и состоял из 12 глав.

Каждый университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Только в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Управлял университетом ректор, а факультетом – декан. Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом. В обязанности ректора входило слежение за учебным процессом и порядком.

Профессора в университетах избирались.

Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение. Учеба на медицинском факультете длилась 5 лет, а на других факультетах – 4 академических года.

На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие ученые степени: кандидат, магистр и доктор. Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы.

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах квалифицированных преподавателей.

Санкт-Петербургский университет

В первые годы царствования Александра II в университетах преобладало оптимистическое, но спокойное настроение, которое соответствовало настроению всего русского общества в эти годы.

Но к началу 60-х годов усилились оппозиционные настроения в стране и, соответственно, в университетах. Издание собственных газет и журналов выходило без всякой цензуры; университеты свободно посещались людьми посторонними, в том числе на лекциях. Молодежь стремилась участвовать в общественной жизни. К профессорам стали предъявлять различные требования.

В новом уставе была восстановлена автономия университетов. Резко был ограничен доступ в университет посторонних слушателей. Система самоуправления совета и факультетов лишала студентов всякой легальной возможности организовать свою собственную общественную и товарищескую жизнь.

В первые годы после введения устава в университетах водворилось некоторое спокойствие, благодаря в значительной мере либеральному отношению самого Министерства народного просвещения, пока во главе его стоял А.В. Головнин.

Чтобы ограничить необходимость поездок студентов в европейские университеты и воспрепятствовать распространению «революционной заразы» из Европы, предпринимались усилия по созданию и оснащению исследовательских лабораторий в российских университетах.

Реформа среднего образования (1871)

Реформу среднего образования провёл в 1871 г. министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой.

Граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения в 1866-1880 гг. Автор: unknown russian pre-revolutionary Photograph - Book: Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). Лики России. С-Петербург 2008. Из Википедии

Реформа имела целью введение в учебные программы больших объёмов математики и древних языков (латинского и греческого) и сокращению литературы. Это, по мнению графа Толстого, должно было «подготовить ум и чувства к правильной работе» и отвлечь от «поверхностного вольномыслия». Таким образом, был взят курс на классическую систему обучения, которая оберегала бы молодёжь от поверхностных радикальных взглядов, ведущих к популярному среди молодёжи нигилизму и поверхностному умствованию, в особенности развивавшемуся либеральными учителями словесности.

Толстой в своей деятельности опирался на взгляды известных в то время публицистов М. Н. Каткова и П. М. Леонтьева – редакторов-издателей «Русского вестника» и «Московских ведомостей». Катков являлся врагом нигилистического направления, которое развилось и в значительной степени продолжало действовать в конце 60-х годов. Под нигилизмом тогда подразумевалось распространение материалистического миросозерцания, которое было связано с последними выводами естествознания.

Гимназист Российской империи

Только воспитанники классических гимназий имели право поступать в университет. Бывшие реальные (технические) гимназии были преобразованы в 1872 г. в реальные училища, в которых в расширенном виде преподавалась математика и черчение, но были сокращены гуманитарные дисциплины. Выпускников реальных училищ готовили к поступлению в высшие технические школы. Классические гимназии и реальные училища должны были давать и законченное среднее образование.

Ход реформы

Реформа шла тяжело, т.к. не было достаточных средств для её проведения, а также не было достаточного количества учителей латинского и особенно греческого языков, которые бы могли сразу взять на себя преподавание в измененных гимназиях. Кроме того, не все понимали и принимали необходимость этой реформы – существовало противодействие, даже в Государственном совете. Поэтому Толстой взялся за дело очень осторожно и постепенно: сначала он образовал новое высшее учебное заведение – Филологический институт, который должен был давать хорошо подготовленных учителей древних языков, а также пригласил в Россию учителей древних языков из-за границы.

Пять лет в министерстве образования работали над Уставом, который был принят в 1871 г.

Таким образом, реформа среднего школьного образования сводилась к введению нового типа классических гимназий, в которых были включены латинский и греческий языки в огромном объеме, сильно увеличен курс математики и исключено естествознание, а количество уроков русского языка, литературы и истории было резко понижено.

Наряду с этим изменилась и воспитательная система в гимназиях, которая была направлена на усиление дисциплины и беспрекословное повиновение.

Женское среднее образование

Н. Ярошенко "Курсистка"

До вступления на престол Александра II в России не было открытых государственных средних школ для женщин. Девушки из обеспеченных семейств воспитывались дома или в закрытых учебных заведениях – институтах благородных девиц, которых было недостаточно. К тому же эти учебные заведения были организованы при Екатерине, когда ещё не стоял вопрос об эмансипации женщин.

В конце 50-х годов начался общественный подъём, и на его волне в столицах и крупных университетских центрах, а также во всех провинциальных губернских городах начался сбор пожертвований на открытие женских училищ. В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. Эти заведения взяла под свое покровительство императрица Мария Александровна, и заведование ими сосредоточилось не в Министерстве народного просвещения, а в ведомстве учреждений императрицы.

Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны» (1857)

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н.А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Н.А. Вышнеградский

Вышнеградский учредил в 1863 г. «педагогические женские курсы».

Е. Зарудная «Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина» (1889)

При содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 г. в Петербурге были открыты «высшие женские курсы», которые назывались «бестужевскими». Затем они, по примеру Петербурга, стали возникать и в других университетских городах.

Народное образование

Народное образование при Александре II также активно реформировалось. К уже существовавшим церковно-приходским школам прибавились светские начальные школы, которые были на попечение земств.

Земская школа

К концу царствования Александра II народных школ уже было несколько десятков тысяч.

Многочисленные реформы, проведенные Александром II за время своего царствования, до сих пор вызывают много споров. В то время они казались невероятно либеральными - но конечно, обладали и минусами, и в конечном итоге, не смогли удержать страну от революции.

Одной из самых интересных является образовательная реформа 1863 – 1864 годов. Посмотрим, что нового появилось в государственной системе в эти годы, и узнаем, за что хвалили и ругали реформы Александра II современники.

Увеличение доступности образования и стремительный рост количества женских училищ

Вступив на царство, Александр II столкнулся с тем фактом, что высшее и даже начальное образование остается привилегией обеспеченных слоев населения - дворян, купцов, интеллигенции. Кроме того, грамоте и наукам почти не обучались женщины, а еще сама суть образовательного курса безнадежно устарела. Все это требовалось изменить.

При Александре II:

  • ВУЗы получили больше свободы в своих действиях и во внутренней организации. Теперь университеты могли самостоятельно заведовать своим хозяйством и выбирать должностных лиц без постороннего вмешательства.
  • Образование было разделено на классическое и «реальное». Гимназии для интеллигенции и дворян по-прежнему делали упор на изучение языков и философии, в реальных училищах больше преподавались точные науки.
  • Появились женские гимназии, куда принимали учениц из всех сословий, а также высшие учебные курсы для женщин. Стремительный рост их числа продемонстрировал, насколько востребованным было женское образование в стране.
  • Выходцы из низших социальных слоев могли посещать не только церковно-приходские, но и светские народные школы.

За что критиковали образовательную реформу Александра II?

Ни одно нововведение не обходится без недостатков - и множеством минусов обладали образовательные реформы 1860-х годов. Прежде всего, сразу же появился вопрос о том, а действительно ли образование стало доступнее? Ведь с одной стороны, реальные училища были рассчитаны в основном на представителей среднего и низшего класса. Но с другой - в них не преподавали некоторых дисциплин, без знания которых было нельзя поступить в университет.

Кроме того, была упразднена практика допуска вольнослушателей. Это ограничило возможности все тех же низших слоев - теперь им было сложнее заниматься самообразованием, поскольку к посещению лекций допускались только «полноправные» студенты.