Истина освобождает. Истина сделает вас свободными - толкование. Что такое просветление

Начало совпало с терактом в метро, унесшим десятки жизней. Люди, ехавшие на работу, по своим обычным делам, внезапно столкнулись со смертью и увечьями. Чего хотели добиться те, кто спланировал и осуществил это преступление? Мы можем только догадываться; возможно, показать своим спонсорам, что они способны на активные действия и их стоит продолжать финансировать. Потому что организаторы терактов отнюдь не торопятся к гуриям, но живут неплохо, как преуспевающие предприниматели, и намерены поддерживать свой бизнес на плаву.

Другое дело сами “шахидки” - они, очевидно, были искренне уверены, что совершить самоубийство, убив при этом десятки случайных людей, значит обеспечить себе гарантированное попадание в рай. Было ли это искренним убеждением или чем-то принятым под давлением, в результате промывки мозгов? Грань между тем и другим часто оказывается нечеткой - и в тоталитарных сектах, и в тоталитарных диктатурах работает определенная комбинация принуждения и убеждения, при которой человек постепенно начинает воспринимать навязанные ему убеждения как свои, и, первоначально побуждаемый страхом быть убитым, потом приходит в такое состояние, когда уже готов добровольно умереть за “правое дело”. Это немного похоже на “стокгольмский сидром” - ситуацию, когда заложники начинают “добровольно” поддерживать “правое” дело своих захватчиков.

Едва ли стоит видеть в этом что-то специфически “исламское” - секты вроде “Ветви Давидовой” или “Народного Храма” принуждали людей совершать убийства и самоубийства, размахивая Библией, а не Кораном; а светские тоталитарные идеологии сгубили гораздо больше народу, чем любые секты, вместе взятые.
Являются ли эти люди жертвами своей веры? В каком-то смысле можно сказать, что да, они - жертвы ложной веры. Но вернее сказать, что жертвой обмана и манипуляции человека делает не вера, а ее отсутствие. Вера, о которой говорит Священное Писание, делает человека напрямую принадлежащим Богу - и потому свободным. Как говорит об этом Христос, “и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:32)”.

Христос приходит, чтобы освободить человека от пут, от цепей, с которыми сам человек уже почти сросся. Человек страдает в руках поработителей - и духов злобы поднебесной, и дурных обычаев, и ложных верований, и других людей, и, как заложник, страдающий “стокгольмским синдромом” он заставляет себя верить, что так и нужно, что дело его поработителей - правое, или, по крайней мере, лучшее, что ему остается делать - это признавать его правым, потому что деваться некуда.

Хотели ли “шахидки” умирать? Не думаю; просто те, кто послал их на дело, убедили их в том, что у них нет другого выбора, что они не могут свернуть с дороги, на которую их поставили. И, раз это так, остается уверять себя, что нажав кнопку, окажешься в раю.

И Христос приходит, чтобы дать всем свободу - мы ничего не должны духам злобы, мы ничего не должны религиозным или политическим манипуляторам, мы принадлежим Христу, у нас есть Господь, поэтому мы можем отклонить притязания всех остальных на господство над нами. Терроризм - это метод, предполагающий широкое манипулирование. Начиная с манипулирования самими “шахидками”, но не только ими - терроризм направлен на манипулирование СМИ и общественным мнением. Уже слышно, как одни предлагают понять, что нужно террористам, дать им это, и они перестанут нас убивать; другие обвиняют во всем власти; третьи заходятся в проклятиях по адресу мусульман. Все это предсказуемая реакция, более того, именно эту реакцию террористы и стремятся вызвать. Им нужно, чтобы мы боялись и искали, как бы их ублаготворить; им нужно, чтобы мы обвиняли друг друга, и, уж конечно, им нужно, чтобы мы ненавидели наших соседей-мусульман, буквально выталкивая их в объятия самих террористов.

Можно ли не быть манипулируемым? Да. Для этого нужно повиноваться нашему Господу. У нас есть центр, из которого мы получаем инструкции; у нас есть ставка, распоряжениям которой мы повинуемся; у нас есть Господь, воли которого мы ищем в любой - особенно трудной и напряженной - ситуации. Поэтому христианин не должен смотреть на ближних своих со страхом, или с яростью - он должен с доверием смотреть на небо, где Христос сидит одесную Бога, и задаться вопросом “что повелишь мне делать, Господи?” “Что могу сделать для испуганных и озлобленных людей вокруг меня?”

И ответ ясен с самого начала - любить людей и проповедовать Евангелие. Как проповедовал его . Это битва и по-настоящему опасна, и изнурительна, и требует напряженной борьбы, прежде всего, со своим собственным страхом и яростью - но мы призваны вести именно ее. Мы воины Христовы, а не чьи-то еще.

Террористы, и их вдохновитель, “лжец и человекоубийца от начала”, хотят, чтобы мы боялись и ненавидели; но мы не будем делать то, что от нас хотят они. Мы будем делать то, что от нас хочет Господь.

Истина сделает вас свободными
Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 8, ст. 32) приведены слова Иисуса: «И познбете истину, и истина сделает вас свободными».
Выражение приобрело известность как надпись, сделанная над входом в ЦРУ - Центральное разведывательное управление США.
Иносказательно: только думающий, просвещенный, образованный человек может быть истинно свободным. Человек необразованный, невежественный легко становится рабом чужой воли.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Истина сделает вас свободными" в других словарях:

    1. (слав.: настоящий), соответствие знания вечным, неизменным основам бытия и возникающим из него вещам и явлениям. Для православного высшая истина Иисус Христос, воплощенный Бог. Познание истины требует не только ума, но и всего существа… … Русская история

    И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Евангелие от Иоанна, 8, 32 И познаете истину, и истина сведет вас с ума. Олдос Хаксли Истина, которая делает нас свободными, это чаще всего истина, которую мы не желаем слушать. Герберт Эйгар… …

    ДОГМАТ - [греч. δόϒμα учение, постановление, решение, мнение], основное положение (доктрина) христианского вероучения. Употребление термина В античной философии словом «Д.» обозначались общепринятые мнения (к рые не всегда отражали истинное учение) или… … Православная энциклопедия

    Понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… … Философская энциклопедия

    Иисус прощает взятую в прелюбодеянии. «Я свет миру»; Отец и Сын. «Что Я слышал от Отца, то и говорю»; «истина сделает вас свободными». Семя Авраамово; раб и сын; «кто от Бога, тот слушает слова Божии». Обвинение иудеев:… …

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ис.42:7 Ис.61:1 Рим.6:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (1856 1939 гг.) врач психиатр и психолог, основатель психоанализа Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью это значит, что он болен. Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. Остроумие это… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В мифологии, в иррационалистических филос. системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. Идею С. абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект аспект несвободы,… … Философская энциклопедия

Книги

  • О христианской вере. Труды в 3 томах. Том 2
  • О христианской вере. Труды. В 3-х томах. Том 1 , Протоиерей Михаил Труханов. В чем смысл жизни? - на этот вечный вопрос дает ответ новая книга нашего современника - священника и…

Стефан Ким

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем,

то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Иоанн, 8:31,32

В сегодняшнем отрывке Иисус учит нас тому, как мы можем познавать истину и быть по-настоящему свободными. Слова «истина» и «свобода» всегда имели очень важное значение в истории всего человечества. В 18-м веке Патрик Генри зажег в сердцах американцев огонь стремления к свободе от ига англичан, говоря: «если у нас не будет свободы, дайте нам смерть». Хотя многие люди искали свободу, они не понимали ее истинного значения. В действительности обретение свободы связано с познанием истины, а истина - с словом Иисуса Христа. Иисус пришел в этот мир, чтобы открыть эту истину и сделать нас по-настоящему свободными. Пусть Бог смирит нас перед Христом и поможет нам приобрести истину и свободу.

I . « Если пребудете в слове Моем…» Иоанн, 8:31,32

Давайте прочтем стих 31: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики…» Когда Иисус учил Иудеев слову Бога, многие из них уверовали в Него. Но Иисус знал, что их вера была поверхностной, потому что пока еще не имела прочного основания в Слове Бога. Истинные ученики Иисуса - это не те, кто однажды уверовал в Него, а те, кто постоянно пребывает в Его слове. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» . В наши дни многие люди считают, что верить в Бога и быть учеником Иисуса - это совершенно разные и даже несовместимые вещи. Поэтому они не видят необходимости в глубоком изучении Библии. Но, к сожалению, такие люди не знают, как велика власть грехов и как сильно испорчена греховная натура человека.

Поэтому, слушая слово Бога, мы должны насадить его в глубине нашей души и пустить корень веры. Тогда мы сможем быть учениками Иисуса. Послание к Колоссянам 3:16 гласит так: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» . Также стихи 6-7 второй главы гласят так: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» . Поэтому пребывать в слове Иисуса - это в практической жизни повиноваться Его словам, пуская корень веры в Его слове. Когда Бог совершил исход израильтян из Египетского рабства, они должны были хранить Его слово в своих сердцах и любить Его одного. Однако всякий раз они пренебрегали словом Бога, служа идолам и идя на поводу своих грешных желаний. Бог тренировал Свой народ в пустыне на протяжении сорока лет, чтобы он научился доверять Ему, и повиноваться Его заповедям. Апостол Павел так написал о важности удерживания слова Бога в 1-м и 2-м стихах 15-й главы 1-го послания к Коринфянам: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» .

Во времена Иисуса иудеи гордились тем, что они — ученики Авраама и Моисея, а некоторые— ученики Иоанна Крестителя. Многие из них старались скрупулезно исполнить разные предания и обряды. Но они так и не приняли Иисуса обещанным Мессией, о Котором свидетельствовали Писания. Когда Иисус учил людей, Он открывал истину, что Бог - это Его Отец, а Он - Его Сын. Иисус свидетельствовал о Себе, что Он - свет миру, указывающий людей путь к Царству Бога. Он призывал людей к покаянию и желал, чтобы они стали Его настоящими учениками. «Ученик» (по-гречески «мафетес») означает «учащийся». Каждый истинный христианин должен оставить мирской образ жизни и учиться у Иисуса, следуя за Ним через пребывание в Его слове. Истинный ученик-христианин любит Иисуса больше всего на свете, и искренне повинуется Его словам.

Мир полон различными искушениями, через которые сатана пытается обольстить и ранить сердца людей. Но слово Иисуса дает нам мудрость и силу противостоять атакам сатаны. Секрет истинно успешной и победоносной жизни Иисус открывает следующими словами: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). Нам не достаточно просто знать волю Бога; если мы называем себя христианами, мы должны выполнять ее. Бог хочет, чтобы мы, будучи Его чадами, сияли Его светом этому миру; чтобы мы, храня себя от блуда, ненависти и сребролюбия, приносили плоды Святого Духа и оказывали влияние на этот мир, как соль земли.Но один раз в неделю приходить на богослужение - этого не достаточно, чтобы пребывать в слове Иисуса. Нам важно каждый день пускать корень нашей жизни в Его слове, каясь в своих грехах и размышляя над ним день и ночь. Таким образом, наше мышление и образ жизни должны быть полностью водимы Святым Духом, чтобы через наше практическое повиновение расти в образе Иисуса Христа и прославляться имя Бога. Аминь.

Когда я был в Корее, то посетил Квангжу UBF , откуда Бог начал наше евангельское студенческое движение. Вспоминая историю веры наших предков, я задумался, как они могли так сильно любить слово Иисуса. Тогда я понял, что их секрет заключался в пламенной любви к Иисусу, поэтому они всем сердцем изучали Библию и жили по ней. Я благодарю Бога за то, что Он учит меня гореть пламенным огнем любви к моему Спасителю Иисусу, Который искупилменя Своей смертью и воскресением. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» — написано в 1-м послании от Иоанна 4:19. Когда я посетил на юге Кореи один мемориал, расположенный на территории бывшего лепрозория, то не смог сдержать слез. На протяжении более двух десятилетий один пастор Сон Янг Вон жертвенно служил людям, безнадежно больным проказой, как своим детям. Он не оставил их даже во время смертной опасности и погиб, как мучник, во время гражданской войны в Корее в 50-е годы. Но несмотря на свой ранний уход он оставил нам пример абсолютного повиновения воли Бога, который оказал огромное влияние на жизни многих людей. Потеряв двух взрослых сыновей, расстрелянных фанатичным студентом-коммунистом, пастырь Сон не только не ожесточился, но и добился амнистии того человека, чтобы затем усыновить его. Своей дочери он сказал: «Чтобы пребывать в слове Бога, я не служил идолам и хранил веру даже в тюрьме несколько лет. Как же я могу пренебречь словами Иисуса «любите врагов ваших»?» В итоге, бывший коммунист обратился и стал верным учеником Иисуса. Через пример пастора Сона Бог помогает мне принять новое решение отвергать себя, нести крест заступнической молитвы и с повиновением Христу верно проповедовать Евангелие. Пусть Бог каждый день преобразовывает во мне образ Иисуса Христа, Который с безграничной любовью отдал Свою жизнь на кресте, как умирающее пшеничное зерно. Аминь.

Таким образом, пребывание в слове Иисуса - это не тяжелое бремя, как считают некоторые, а величайшая милость Бога к нам и духовная привилегия, через которую мы имеем общение с Ним и можем ходить в Его свете. Какое обещание Иисус дает всем, кто пребывает в Его слове? Давайте прочтем стих 32. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными » . Отсюда мы узнаем, что учиться в школе Иисуса Христа - это познавать истину. Но что такое истина? Есть много ответов на этот вопрос. Но Иисус в Евангелии от Иоанна 14:6 провозглашает всем нам так: «Я есмь путь и истина и жизнь» . Почему Иисус является истиной? Потому что Он учит нас тому, откуда Он пришел и куда возвращается. Самой повторяемой фразой в Евангелии от Иоанна является «Иисус пришел от Бога и идет к Нему» . Когда все человечество блуждало во тьме, не зная, для чего надо жить, Бог по великой милости послал Своего Единородного Сына Иисуса, чтобы указать людям путь спасения через веру в Него (Ин. 3:16). Хотя все, что в этом мире портится, подвергается изменениям и исчезает, Иисус вчера, сегодня и вовеки Тот же. Поэтому, следуя за Ним, мы сможем вернуться в вечные обители Бога, наш истинный родной дом.

В наши дни многие студенты, не зная истину и смысл жизни, не понимают, зачем нужно изучать Библию. Их гораздо больше привлекают плотские развлечения и возможность разбогатеть. Другие люди, например, политики и ученые стремятся к власти и признанию. Однако все они, не зная истины, рано или поздно оказываются перед неотвратимостью смерти, сожалея о прожитой бесцельно жизни. Но Библейская истина «мы пришли от Бога, живем ради Его славы и возвращаемся в Его вечный Небесный Дом» решает все проблемы человечества, наполняет нас смыслом жизни и небесной радостью. Мы — не ошибка наших родителей и мы не возвращаемся в могилу. Мы созданы для подражания образу Христа и для добрых дел, которые Бог приготовил нам исполнять (Еф. 2:10). Когда мы изучаем Библию и пребываем в слове Иисуса, мы познаем эту цель жизни.

А когда мы познаем истину, то есть, Самого Иисуса, Он делает нас свободными.

Во-первых, Иисус делает нас свободными от власти греха и смерти. Говорят, что когда люди грешат, то думают о трех вещах: первое, «буду грешить только один раз»; второе, «все другие тоже грешат»; третье, «мой грех не будет обнаруженным». Но это — самообман, излюбленное оружие сатаны. Сила греха так страшна, что люди своими силами не могут избавиться от ее власти. Грех порабощает человека смерти и тянет его к гибели. Но, чтобы избавить нас от этой страшной участи, Бог послал нам Иисуса, как Пасхального Агнца. Иисус умер на кресте за наши грехи и примирил нас с Богом. Библия говорит: «Бог Отец избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13); также написано: «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Апостол Петр написал: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2:24). Когда верой мы познаем истину, что Иисус, будучи Сыном Божьим, умер на кресте за наши грехи и воскрес, то мы освобождаемся от власти сатаны и становимся чадами Бога! Аминь. То есть, когда мы пребываем в слове Иисуса, Он ходатайствует за нас и гарантирует нам окончательную победу! Аминь.

Во-вторых, Иисус делает нас свободными от законничества и осуждения. Иудеи, оправдываясь соблюдением религиозных обрядов и преданий, очень гордились собой и осуждали более слабых людей и язычников. Но Иисус взял на Себя все наши немощи, беззакония и болезни. Он был осужден вместо грешников, чтобы в Нем мы освободились от всякого законничества и осуждения. Библия говорит: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). До встречи с воскресшим Иисусом Павел был жалким пленником ненависти, надменности и ортодоксального иудаизма. Но когда он встретился с воскресшим Иисусом, то нашел истину. Он понял, что Иисус есть любовь и с тех пор, всегда исповедовал, что Иисус пришел спасти грешников, из которых он — первый. Павел был так счастлив, что он говорил, для него «жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил. 1:21). Чем больше Павел пребывал в слове Иисуса, тем больше он наполнялся любовью Бога, так что, будучи свободен от всех, мог поработить себя всем, чтобы привести разных людей к истине Иисуса. В Иисусе Павел смог стать всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых и распространять Евангелие по всему миру (1Кор. 9:19-23).

В-третьих, Иисус делает нас свободными от своего «я», суеты, бессмысленности и жизненных бурь. Раньше мы сильно зависели от своего «я» и разных обстоятельств. Мы постоянно беспокоились о будущем и унывали по любому поводу. Однако в Иисусе мы учимся всегда радоваться, за все благодарить и непрестанно молиться. Когда Федору Достоевскому было 16 лет, его мать умерла из-за болезни, он видел, как убили его отца. Охваченный страхом, суетой и ненавистью, он вступил в ряды противников монархии, за что был арестован и приговорен к смерти. Но, он попал под амнистию. Получив книгу Нового Завета от одной женщины, и читая ее в тюрьме, он услышал голос Спасителя Иисуса и лично встретился с Ним! Его внутренний человек уже был освобожден от рабства страха, суеты и жизненных бурь. Когда мы встретимся с Иисусом, как нашим Спасителем и Господом, в нас воцарится Божья свобода, любовь, милость прощения и радость. Библия говорит: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17). Поэтому даже в самых трудных обстоятельствах мы сможем радоваться, молиться, благодарить Бога и творить Его дела. Истинные христиане любят Иисуса и служат другим даже в тюрьме и среди гонений. Свобода, данная нам Иисусом, всегда должна быть направлена на Божью добрую цель. Это - всем сердцем любить Бога и любить ближнего, как самого себя; это — жить ради Иисуса и Евангелия и служить другим Его любовью. Тогда люди узнают, что мы воистину ученики Иисуса. Давайте будем молиться и пребывать в слове Иисуса, чтобы вся наша жизнь соответствовала Его слову и люди видели в нас Самого Иисуса Христа. Аминь.

II. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (33-59)

Какой была реакция фарисеев? Они сильно рассердились на Иисуса. Взгляните на стих 33. «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» На самом деле, на протяжении всей истории Израильтяне были сначала рабами Египта, потом Ассирии и Вавилона, затем Греции и, в конце концов, они стали рабами Римской Империи. Более того, они были рабами своих грехов. Иисус ответил им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» .(34) Иисус имел в виду, что хотя они были физическими потомками Авраама, они находились под властью греха. Иисус говорит в 35-м стихе так: «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» . Иисус говорит, что те, кто не имеют слова Бога в своих сердцах, не являются членами Божьей семьи. Те, кто не любят истину и противостоят ей, являются рабами дьявола. В 44-м стихе Иисус говорит так: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» . Но те, кто познают истину, горячо любят Бога. Они также искренно любят Иисуса, веруя в то, что Он пришел от Бога и вернулся к Нему. Они повинуются уже не своим грехам, но Иисусу Христу, как написано: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:11-13).

Взгляните на стих 48. «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Тем самым они выражали свое негодование, произнося богохульные слова. Иисус сказал: «во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (49-51). Воистину Иисус не ищет человеческого признания, но твердо стоит в истине и ищет славы Бога. Поэтому Бог прославил Его. Когда мы любим Иисуса и соблюдаем Его слово, мы не увидим смерти вовек, потому что, веруя в Него, мы имеем вечную жизнь. Иисус привел им пример веры Авраама. Прочтем 56-й стих. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» . Когда Авраам доверял обещаниям Бога, он мог видеть Его славное Царство и ожидать прихода Мессии. Взгляните на стих 57. «На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» , подразумевая, что Он еще не оказался на том свете. Иисус сказал им: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» . «Я есмь» (Исх. 3:14) - это имя Бога, под этим именем Он открылся Моисею из среды горящего куста. «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» — этими словами Иисус провозглашает, что Он есть вечный Господь.

Итак, если мы истинно ученики Иисуса, мы должны пребывать в Его слове и подражать Ему. Благодарение нашему Спасителю Иисусу за то, что Он Святым Духом освобождает нас от власти греха и смерти. Хотя в мире сильно бушуют волны искушений и трудностей, если мы пребудем в слове Иисуса, то познаем истину — Самого Господа, и обретем в Нем истинную свободу и вечную жизнь. Пусть Бог поможет нам всегда возрастать в образе Иисуса Христа, неся свет и истинную свободу этому миру. Аминь.

Что же такое свобода и какое отношение она имеет к независимости? Почему человек так стремится к свободе?

Создатель наделил человеческий дух, волю потребностью быть свободным в стремлении и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода – это устремление человеческого духа. Часто люди, не имея понятия об истинном смысле слова свобода, используют его в понимании извращенного желания жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственности за свои поступки. Сегодня, например, мы встречаемся с таким понятием как сексуальная свобода – что на самом деле является формой рабства и полного незнания истины о свободе и любви.

На протяжении всей истории отдельные личности, группы, а иногда целые народы стремились сбросить с себя то, что они считали игом рабства. Желание быть свободным забрало больше жизней, чем любая другая человеческая страсть.

Само понятие свободы было создано не человеком, а для человека. Свобода – это Библейская концепция, которая является сутью Творца, а также и нашей сутью, как образа (отражения) и подобия Всевышнего. Свобода является сущностью и целью человека. Любая форма рабства, выраженная в каторжном труде, насилии, экономическом гнете, в семье, идеологии, духовной или религиозной тирании всегда будет являться грехом против человека и пробуждать в нем желание к свободе.

Многие греческие философы и современные мыслители изучали этот вопрос и производили многочисленные исследования. Свобода определяется как тройственная человеческая ценность. Существуют три основные элемента свободы: личная свобода, суверенная и гражданская. Но самым важным аспектом свободы является естественная свобода человека, заложенная в него Творцом. Когда человек потерял естественную свободу, данную ему Создателем, то три предыдущие, которые касаются воздействия на внешние стороны личности человека, никогда не дадут ему подлинной свободы, которая является внутренним состоянием человеческого духа.

Когда Бог сказал: «Сотворим человека…»(Быт.1:26) - сразу же была определена цель: «да владычествуют они над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всею землею»(Быт1:26). Свобода, заключенная в человека, сразу же предполагала право и ответственность. Каждый человек был создан Богом владычествовать на своей определенной территории посредством даров и талантов. Свобода – это право служить другим людям посредством даров и талантов, не ограничивая и не контролируя при этом другого человека. Сотворив людей, Бог никогда не предполагал господство и угнетение одного человека другим.

Чтобы лучше понять, что такое свобода, необходимо узнать, что же является состоянием рабства.

Если Бог создал человека свободным, откуда и почему появилось рабство? Вследствие отвержения Бога и Его руководства в жизни первых людей, наших предков Адама и Евы, вся человеческая раса попала в рабство к князю тьмы. Как только первые люди нарушили Божье повеление, они увидели, что наги. На смену утерянной любви, выражавшейся в доверии к Отцу, вместе с непослушанием пришла беспомощность и состояние угнетения – как теперь жить, что делать, где и в ком искать защиту, как обезопасить свою жизнь? Люди потеряли образ Божьей славы, Божью свободу, внутренняя природа стала носителем зла и добра. Потеря внутренней свободы сменилась на внутреннее рабство, и выражалось оно, прежде всего, в разуме людей. Они были изгнаны из Едемского сада, земля проклята, и последствия отвержения Бога первыми людьми непосредственно коснулись судьбы всего человечества. Всем мужчинам в лице Адама Бог сказал: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»(Быт.3:17) «.В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»(Быт.3:19) ( «Пот лица» свидетельствует о рабском труде человека, а также извращении понимания отношения человека к труду. Скорбь – состояние раба во все дни его жизни. Скорбь – это состояние угнетения и рабства, противоположное чувству радости, которая сопровождает свободу. Состояние, обещанное Творцом всем женщинам в лице Евы, после отвержения людьми Бога, посредством нарушения заповеди, также говорит о состоянии скорби. Жене сказал: « умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16). Результат непослушания Богу привел человека к отношениям рабства. Господство (угнетение) жены мужем явилось следствием свободного выбора человека жить по своим правилам и своему разумению. Свобода людей от Бога привела их же к рабству и угнетению одного другим. Желая получить мнимую свободу и независимость от Бога, люди оказались в рабстве и потеряли ту свободу, которая у них была.

Самым страшным результатом последствий отвержения Бога, его мыслей и планов для человека, стало дьявольское разрушение психики людей. Суть угнетения – психическое и душевное порабощение. Если дух человека свободен и крепок, физически его никогда невозможно поработить. Рабство всегда приходит сначала на угнетение разума человека. «Каковы мысли в душе человека, таков и он…» .(Пр.23:7)). Если человек ищет свободы, требуя правосудия или справедливости, кто он? Только раб может считать, что с ним кто-то несправедливо обращается и угнетает его. Наше состояние свободы в разуме гораздо важнее, чем физическая свобода. Мы не будем свободны до тех пор, пока несвободен наш разум, пока мы имеем мышление и менталитет раба. Например, что завтра будет очередная инфляция и нас оставят без денег, или последующее правительство может несправедливо с нами обращаться посредством законов, налогообложения и других рычагов управления, и т.д. Свобода является прежде душевным состоянием, а потом и физическим. В Евангелие Иоанна 8:32 написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» . Если мы находимся под защитой Бога – Он держит все ситуации нашей жизни под контролем, и никто не сможет причинить нам вреда без Его ведома! Человек не станет свободным до тех пор, пока не станет правильно мыслить.

Недавно возникла новая наука, изучающая человеческий мозг – нейронаука. Институты по её изучению находятся по всему миру. Главным и ведущим по изучению этой науки является Калифорнийский университет. Исследования, сделанные этим заведением, показали, что наш мозг состоит из 10 миллиардов нейронов. Сам мозг это не разум. Разум – это форма сознания, которым обладает только человек. Доктор Энри Ньюберг, работающий в Калифорнийском университете, сделал точное заключение и показал неразделимую связь человека с Творцом следующим заявлением: «Мы прочно подсоединены к Богу». «Бог и религия (образ мыслей и поведения человека) нужны мозгу как воздух».

Единственной истиной, которая может сделать нас опять свободными людьми, является сам Бог. «Я есть путь и истина и жизнь» - сказал о Себе Иисус Христос(Иоан14:6)Только принимая Его в свое сердце, разум и жизнь, включая образ мышления и поведения, рекомендуемое нам Господом, мы опять сможем обрести истинную свободу в разуме, освободится от скорби и жить в радости, несмотря ни на какие внешние факторы, пытающие довлеть и порабощать нас. Познайте истину, и истина сделает вас свободными.

Через молитву примирения, покаяния перед Богом мы сможем обрести то, о чем мечтаем, избавиться от угнетения в разуме, а значит, и на физическом уровне, и обрести так сильно желаемую всеми свободу.

«Отец Небесный, прости мне все мои неудачные попытки и поиски свободы посредством всякой неправды, лжи, унижения других людей, алкоголя, наркотиков и т.п. Я осознаю себя грешником и раскаиваюсь во всех совершенных мною грехах. Я признаю Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и с этого дня принимаю решение идти только по Его пути, жить по Его истине. Спасибо, что только в Нем я получил прощение, исцеление, настоящую свободу и истину жизни. Аминь».

(14 голосов : 4.0 из 5 )

В. П. Лега

В современном обществе прочно устоялась мысль о том, что христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно представить себе свободным человека при условии существования всемогущего Бога, предопределяющего все человеческие действия? Да и православные христиане сами называют себя «рабами Божиими», возводят послушание в ранг самых высших добродетелей и т. п.

Пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П. Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, то это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, «экзистенциализм - это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма» . Таким образом, атеист утверждает, что православие подавляет свободу, утверждая, что человек - это раб Божий и запрещая человеку делать многое из того, что вполне доступно атеисту. А там, где отсутствует свобода, отсутствует и этика. Отсюда вытекают уж совсем пессимистические выводы относительно христианства.

Однако атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода. Я предлагаю обратиться к этому вопросу сквозь призму известной фразы из евангелия от Иоанна «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (). Фраза, чрезвычайно насыщенная философскими понятиями, поэтому без ее философского осмысления здесь не обойтись. Но чтобы это осмысление было более точным, давайте прочитаем эту фразу в ее контексте. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (). Из слов Спасителя видно, что под истиной Он имеет в виду Себя, Сына Божия, как Он сказал и в ином месте: «Я есмь путь и истина и жизнь» (). В этом же смысле высказывается и ап. Павел: «…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (). Для христианина слова «свобода во Христе» являются весьма понятными и привычными. Как писал А. Хомяков, «само христианство есть не иное что, как свобода во Христе» . Но как понять эти слова с точки зрения философии? Здесь нам необходимо прояснить оба понятия: и понятие свободы, и понятие истины. Начнем со второго.

Чаще всего под словом «истина» имеется в виду соответствие высказываний, или мыслей, действительному положению вещей. Родоначальник такой точки зрения, Платон, сказал: «Если кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Тот же, кто говорит о них иначе, лжет» . Аристотель вторит ему в «Метафизике»: «Говорить о сущем, что его нет, или о не сущем, что оно есть, значит говорить ложное. А говорить, что сущее есть и не сущее не есть, значит говорить истинное». Иначе говоря, истина есть соответствие мыслей действительности. Это классическая, или корреспондентская, концепция истины.

Однако в ней возникают серьезные проблемы, поставленные еще в античном скептицизме. Человек в своей познавательной деятельности всегда имеет дело с явлениями, а не с самой действительностью, а явления всегда могут быть сведены к субъективным восприятиям. Поэтому разделение на действительность и мысль о ней оказывается достаточно эфемерным, философия так и не смогла его преодолеть. Далее, на основании какого критерия человек делает вывод о том, что его мысли и в самом деле соответствуют действительности? Ведь человек всегда ограничен рамками своего собственного мышления, а в мышлении и формируется суждение об истине. Человек никогда не может встать на место объекта, он всегда остается субъектом. Поэтому сказать, что мое суждение соответствует действительности, совершенно необоснованно. Каков критерий, каким образом я узнаю, что это суждение соответствует действительности, т. е. что оно истинно? Я должен иметь собственный критерий истинности, чтобы знать, так это или нет. Т. е. у критерия истины должен быть собственный критерий истины и т. д. до бесконечности. И если даже некое мое высказывание соответствует какой-то действительности, то как быть с высказываниями науки, которые имеют всеобщий характер? Как проверить истинность всеобщих высказываний на основании данного критерия?

Для решения этих проблем в XVII –XVIII вв. была предложена другая теория истины, получившая название когерентной. В качестве необходимого требования истины выдвигается требование логической связности высказывания. Истинным является то высказывание, которое логически непротиворечиво. Соответственно с этим когерентная теория истинности имеет две разновидности. Одна разновидность - это теория Гоббса, который утверждал, что логическая непротиворечивость есть критерий в классической теории истины. Другую разновидность мы находим в учении Канта, который утверждал, что действительность вообще непознаваема и речь идет только о явлениях, о мысли, которая сама диктует законы действительности, и поэтому критерием истины и самой истиной является именно непротиворечивое высказывание.

Но здесь снова возникают проблемы. Что значит непротиворечивость? Эта концепция просто утверждает истинность законов логики, не исследуя ее происхождение, и тем самым просто постулирует, что логическая непротиворечивость есть истина. Тем более непонятно, почему непротиворечивое высказывание действительно соответствует реальному положению вещей.

Концепция Гоббса также имеет свою западню, ибо возникает вопрос: на основании какого критерия утверждается, что логическая непротиворечивость есть критерий, гарант того, что наши мысли действительно соответствуют объективному миру? Появляются проблемы, которые возникали и в первом случае, в классической теории, - вопрос о том, что действительные вещи связаны теми же самыми законами, что и понятия в разуме, но ведь понятно, что законы разума и порядок вещей сущностно отличаются друг от друга.

Итак, получается замкнутый круг: когерентная теория истины требует для себя в качестве дополнения классическую, а классическая - когерентную. В XIX –XX вв. были сделаны выводы о причинах возникновения этой проблемы и указано, что такой причиной является стремление философов решать свои проблемы посредством субъект-объектных отношений. Для преодоления субъект-объектного характера философии были предложены другие концепции истины, в которых осуществляется выход за пределы пары субъект-объект. В конце XIX в. была предложена так называемая прагматическая концепция истины: истина - это то, что полезно. Тем самым создатели прагматической концепции попытались освободиться от зависимости концепции истины от законов логического мышления, от связи между словами. Такая категория, как полезность, может быть применима и для материального субъекта, и для материального мира. Но оказалось, что прагматическая концепция сужает само понятие истины. Бертран Рассел иронически заметил, что с точки зрения прагматической концепции истины тождественными являются такие два высказывания, как: «Истинно, что другие люди существуют», и «Полезно верить, что другие люди существуют», хотя очевидно, что это совершенно различные высказывания.

Более того, в теории полезности истины сама истина оказывается субъективной: если нет деятельного человека, то и самой истины не существует. Не существует и такого понятия, как «истинная теория». С точки зрения прагматической теории не могут рассматриваться на предмет истинности многие положения теоретических наук, особенно таких, которые касаются космологических проблем, математических вопросов и т. п. (какая людям польза от общей теории относительности? от неэвклидовых геометрий?). Между тем эти теории, которым невозможно найти полезного применения в реальных условиях жизни, имеют вполне понятный ученым свой критерий истинности.

Близка к прагматической концепции и марксистская концепция истины, которая утверждает, что критерием истины является практика. Маркс заметил проблему критерия истины и совершенно правильно сказал, что критерий истины не должен находиться в самом разуме, ибо сам разум не может сказать, соответствует он действительности или нет. Следовательно, критерий истины должен находиться где-то вовне, объединяя и разум и действительность. Поэтому Маркс предложил такой критерий истины, как практика. Истина выдвигается по традиционным критериям, классическим и когерентным, а затем практика проверяет истинность этих высказываний. Несмотря на то, что такая концепция вдалбливалась в умы советских людей на протяжении нескольких десятков лет, у любого нормального человека, который получал естественнонаучное образование, всегда возникало внутреннее отторжение от нее, ибо проблемы, которые возникали с прагматической концепцией истины, переходят и на марксистскую. Какая практика может проверить теорию относительности, правильность четырехмерного пространства-времени Минковского, положения математики Лобачевского или Римана? Понятно, что практика тоже может быть неким частным критерием истины, но лишь в отдельных случаях, и потому не может претендовать на всеобъемлемость.

В результате в современном позитивизме львовско-варшавской школы была предложена так называемая семантическая теория истины. Главная задача этой теории состояла в том, чтобы преодолеть недостатки классической и когерентной концепций, т. е. проблему появления парадоксов (типа парадокса лжеца) и проблему соответствия непротиворечивой теории действительности. Семантическая теория утверждает, что любая истинная теория должна отвечать двум критериям: она должна быть материально адекватной и формально непротиворечивой, а чтобы не возникало парадокса лжеца, она должна строиться на некоем искусственном языке, лишенном многозначных терминов - по примеру математического. Сама истина существует только в той науке, в которой создан некоторый специальный, идеальный язык, исключающий появление парадоксов.

Тем не менее и здесь проблемы не снимаются, потому что семантическая теория, выдвигая требование специального языка, создает проблему истинности этого языка. Чтобы оценить его истинность, необходимо создание некоего мета-языка, в котором язык науки рассматривался бы как его частный случай. Возникает построение типа бесконечной матрешки. Проблема истины в таком построении окончательно не решается.

К концу XX в. возникает ситуация, которую предвидел в конце XIX в. Фридрих Ницше, говоривший, что истины не существует и что все познание человека есть просто его интерпретация, а существуют одни заблуждения. Учение об истине - это одно из великих заблуждений человечества, поэтому познание есть лишь приспособление человека к действительности. Само же понятие истины - это ошибочное понятие, псевдо-понятие, говоря языком позитивистов.

Таким образом, такой легкий с виду вопрос об истине оказывается чрезвычайно сложным при попытках его решения и даже не просто сложным, а практически невозможным для решения на языке философии. Наука не может ответить на этот вопрос, потому что она всегда занимается своим собственным предметом и наивно считает проблему истины очевидной. Однако проблема истины выходит за пределы науки, и потому естественно предложить рассмотреть эту проблему философам. Но и философия, как мы видим, тоже ничего не смогла предложить, кроме бесконечных противоречий, возникающих в различных теориях истины.

Однако очевидно, что понятие истины, непостижимое наукой и неулавливаемое философией, тем не менее существует, что непосредственно ощущается каждым человеком.

Почему же возникает способность человека оценивать истину и неумение ее понять? Очевидно, человек по своей собственной природе как существо, умеющее оценить истинность или ложность любого высказывания, любой теории, несет критерий истины в себе. Это означает, что человек своей природой возвышается над субъект-объектным отношением, иначе невозможно было бы говорить ни о чем, кроме личного, субъективного восприятия. Если же человек с уверенностью утверждает истинность или ложность какого-либо высказывания или теории, то это означает, что он действительно возвышается над самим процессом познания, над самим отношением субъекта и объекта. Иными словами, это показывает, что человек, если он познаёт истину, уже не является только лишь составной частью нашего материального мира, как не является и только разумным, мыслящим существом. Конечно, это необходимо, человек является и материальным и разумным существом. Но оценить истинность высказывания на основании наличия только разума невозможно. Значит, человек имеет способность, не осознаваемую и не понимаемую им, которая возвышает его над материальной и над разумной действительностью. В богословии эта мысль часто иллюстрируется на примере нравственного критерия, имеющегося в человеке, - совести. Если человек может оценить некий совершенный им поступок с точки зрения нравственности или безнравственности, то это становится возможным также благодаря наличию в человеке способности нравственной самооценки, совести.

Человек - это не просто существо, состоящее из тела и имеющее разум (разумное животное), а существо, и возвышающееся по своей природе над этим миром, и являющееся частью этого мира. Понять это противоречивое отношение можно лишь через Иисуса Христа, Богочеловека, и возвышающегося над миром, и несущего в Себе природу этого мира. Христианство утверждает неслиянное и нераздельное существование мира и Бога во Христе. Поэтому те противоречия, которые существуют в различных философских теориях, снимаются в христианстве. Христианство достраивает обрывочные суждения, которые различные философы предлагали в качестве критериев истины. Поэтому оказывается, что истина - это единая Божественная Личность Иисуса Христа, в Котором неслитно и нераздельно соединены божественная и человеческая, т.е. тварная, природы, это и разум, слово, Логос. Таким образом, высказывания «что есть истина?» и «Кто есть Истина?» не исключают одно другое, а взаимно дополняют и проясняют друг друга.

Теперь выясним, как же отвечали философы на вопрос: что такое свобода? Казалось бы, ответ прост: свобода - это возможность выбора. Человек свободен, когда может делать то, что захочет, и наоборот, он несвободен, когда такого выбора лишен, как, например, в местах лишения свободы. Однако такой ответ был бы весьма поверхностным. Ведь понятно, что выбор - это свойство того существа, которое обладает свободой. Следовательно, свобода - это не сам выбор, а некое онтологическое свойство, обладая которым, можно этот выбор осуществлять.

Одним из первых обратил внимание на это свойство свободы греческий философ Плотин. Его философия чаще всего ассоциируется с учением об эманации из Единого, протекающей не по его (Единого) воле, а по некоей необходимости, поскольку Единое настолько переполнено энергией, что не может не изливать ее. Очевидно, что представление о том, что в эманировании Единое не свободно, тоже имеет вполне обыденное представление о свободе: Единое было бы свободным, если бы оно могло не только изливать, но и не изливать энергию. Вполне человеческое представление.

Однако сам Плотин понимает свободу иначе и пишет для этой цели трактат «О воле и свободе Первоединого». Для Плотина свободно не то существо, которое может выбирать, а то, которое ни от чего не зависит . Существование Единого ничем не обусловлено, оно существует в силу своей собственной природы, и поэтому оно абсолютно свободно. Ведь Единое выше всего, над ним ничего нет, ничто не понуждает его к деятельности, оно действует в силу только своей собственной природы. А это и есть истинная свобода. «Что касается того сомнения, может ли быть свободным существо, если оно повинуется своей природе, то мы в свою очередь спросим: разве можно считать существо зависимым тогда, когда оно ничем извне не принуждается следовать чему-либо другому? Разве существо, стремящееся к благу, находится под давлением необходимости, когда это его стремление вытекает из его собственного желания и из уверенности, что предмет его желания есть благо?» (VI . 8, 4).

Это понимание свободы как онтологической независимости будет в дальнейшем часто использоваться для решения различных философских и богословских проблем. Применяя это определение свободы, отцы Церкви смогут преодолеть соблазны ересей (как, например, блаж. Августину такое понимание свободы поможет преодолеть ошибочные выводы ереси Пелагия, а преп. — неправоту монофелитства). В Новое время философы объяснят, как можно мыслить свободу в рамках природного детерминизма (Спиноза, например, покажет, что истинная свобода возможна лишь на пути познания Бога), и покажут независимость нравственного закона от закона материального (Кант).

Рассмотрим эти аргументы.

Печальные следствия из понимания свободы воли как выбора между добром и злом показал блаж. Августин в полемике с известным ересиархом Пелагием. По Пелагию выходило, что если свобода есть выбор между добром и злом, то сам человек нейтрален по отношению к этим понятиям. Отсюда вытекают и главные выводы пелагианства: о неповрежденности природы человека в первородном грехе, о ненужности Церкви для спасения и т.п. Августин в ответ на это указывает, что свобода - это не сам по себе выбор, а некая более глубокая сила, способная осуществлять этот выбор. Так, в работе «О свободе воли» Августин пишет: «Ведь воля наша не была бы волей, не будь она в нашей власти. Ну а если она в нашей власти, то она у нас свободна» (III , 3, 8). Иначе говоря, Августин, как и Плотин, считает, что свобода - это независимость. Именно поэтому свободен Бог: все в Его власти, над Богом ничто не довлеет. Бог ни от чего и ни от кого не зависит, поскольку Он - субстанция, ибо, как Он сказал Моисею, «Я есть Сущий». Бог есть любовь, Он абсолютно свободен и именно поэтому не может согрешить. Человек также имеет от Бога эту способность (будучи образом Божиим), но, поскольку человек не всемогущ, то проявляется эта способность как выбор. Человек может обрести бóльшую свободу лишь в Боге, в полном Ему послушании.

Для опровержения ереси монофелитства преп. Максиму вновь приходится вернуться к вопросу о соотношении свободы воли человека и Бога, поставленному и по-своему решенному Августином, а поэтому и вообще к вопросу о свободе. Свобода воли - это свойство природы человека, а не его ипостаси, ведь свободно желают все люди, а чего желает каждый конкретный индивид - это другой вопрос. Если бы свобода воли была свойством ипостаси, тогда один человек мог бы обладать свободой, а другой - не обладать. Но свобода человека - это его сущностное свойство, как бы глубоко грех ни проник в его природу. А уж как конкретный человек воспользуется своей свободой, зависит от него самого - его знаний, воспитания и т.п. Таким образом, разрабатывает учение о двух волях в человеке - природной и гномической. Природная воля - это сущностное свойство человека, образ Божий в нем, данный ему от сотворения человека, а гномическая воля - это проявление природной в конкретных обстоятельствах. Правда, гномическая и природная воля во Христе составляют одно целое, ведь Христос не воспринял человеческого греха. Поэтому и путь спасения состоит в следовании Христу - подчинить свою гномическую волю природной, т.е. божественной, и стать свободной, как свободен Бог.

Философию Спинозы обычно трактуют как полный детерминизм. Однако сам Спиноза считал иначе, полагая, что его философия - это путь к истинной свободе человека. Спиноза исходит из той же традиции, что Плотин и Августин, и указывает, что «свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой» . Иначе говоря, свободным является тот, кто сам определяет себя в своем собственном действии. Поэтому Спиноза делает вывод, что свободным в собственном смысле является только Бог, Который является причиной самого себя; только Бог Сам определяет Себя к действию и действует в соответствии с необходимостью только Своей собственной природы.

Человек тоже может действовать свободно, но его свобода осуществляется не в своеволии, которая, как показывает Спиноза, есть не более чем зависимость от страстей, а на пути познания истины. Человек может свободно выбирать, свободно действовать лишь в том случае, если он уподобится Богу. В силу того, что все явления восходят по причинно-следственным связям, в конце концов, к Богу, то «чем больше познаем мы единичные вещи, тем больше мы познаем Бога» . Как только человек начинает понимать, что он часть природы и включен в необходимую связь явлений, когда он начинает познавать необходимую связь явлений, — тогда он действительно становится свободным.

Подход Спинозы может быть полезным для более глубокого понимания христианства — например, при ответе на вопрос, почему христианин должен считать себя рабом Божиим. Действительно, это может показаться противоречащим духу христианства, ведь Христос принес людям истинную свободу: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (), - пишет ап. Павел. В действительности же это противопоставление свободы и рабства проистекает из-за недостаточного понимания того, что такое свобода. Христианство утверждает, что свобода может быть обретена лишь в истине: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (). Греховное же своеволие всегда есть рабство греху: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (). Таким образом, свобода в Боге противопоставляется рабству страстям. Страсть - это нечто страдательное, пассивно воспринимаемое. Человек не может избавиться от страстей, но может им либо подчиниться (и тогда он несвободен, становится рабом страстей), либо господствовать над ними (и тогда он становится свободным). Страсти действуют, как правило, из-за подчинения человека чувственным удовольствиям, телу. Тело же - это механизм, оно несвободно, и человек, подчиняя себя телу, также теряет свободу. Истинная свобода достигается тогда, когда человек действует не так, как хочется (как правило — как хочется телу), а так, как надо, т.е. подчиняет себя истине.

Свобода, как утверждает Спиноза, обретается не на путях своеволия, которое ведет лишь к рабству, а на пути познания истины и подчинения себя ей. Свобода есть познанная необходимость - так задолго до Маркса вполне мог бы высказаться Спиноза. Действительно, в наш научный и технологический век можно видеть, как увеличивается свобода человека в мире за счет познания законов природы и применения их в различных технических устройствах. Но в основе этих преобразований лежит убеждение человека в том, что законы природы от человека не зависят, что человек, так сказать, «раб» этих законов.

Эти рассуждения теперь могут нам прояснить, как же понимать фразу «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». В духе философии Спинозы или Маркса ее можно перефразировать как «свобода есть познанная истина». Материализм, говоря о свободе как познанной необходимости, слишком сужает понимание мира, сводя его лишь к материальному детерминизму и фактически отказывая человеку в обретении свободы. Удивительно получается, что атеисты находят противоречие между учением о всемогущем Боге и свободой человека и не замечают гораздо более очевидного противоречия между детерминизмом законов материального мира и человеческой свободой. В чисто материальном мире не может быть свободы. Христианское же понимание мира гораздо шире узко-атеистического. Кроме мира материального, в котором действуют законы природы, существует мир духовный, у которого тоже есть свои «законы» - прежде всего нравственные принципы, понимаемые в христианстве как заповеди. Познавая нравственные заповеди и поступая согласно им, человек тоже становится более свободным, - подобно тому, как более свободным становится ученый, познавший законы природы. Но для этого ученому приходится признать, что он полностью зависит от законов природы, является, так сказать, их рабом. В таком же «рабстве» Богу находится христианин, признающий объективность божественных заповедей и нравственных постулатов. Подчиняя свою волю не материальному телу, которое делает человека зависимым от материи и превращает его в раба страстей, а Богу, люди, верующие во Христа, действуют «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (). И поэтому именно Истина, т. е. Христос дает человеку ту настоящую свободу, которую нельзя найти на путях своеволия. Тот, кто истины не знает или бунтует против нее, всегда будет рабом - в данном случае рабом греха. Хотя будет полагать, что действует свободно. А тот, кто поступает в соответствии с истиной - с законами природы и христианскими заповедями, - будет действительно свободным.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 344.
Хомяков А.С. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Хомяков А. С. Сочинения. Т.2. Работы по богословию. М., 1994. С. 150.
Платон.
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. С. 362.
Там же. С. 606.