Государственные услуги по жизненным ситуациям. Предоставление комплексов услуг по жизненным ситуациям в кгбу «мфц. Виды госуслуг, которые можно получить в МФЦ
На сегодняшний день, помимо вопросов собственно создания сети многофункциональных центров и материального обеспечения их деятельности, на первый план выходит обеспечение надлежащего уровня качества предоставления услуг. Одним из направлений повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг является организация предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций .
Под жизненной ситуацией
понимается юридически значимое событие в жизни гражданина или деятельности организации, при котором возникает необходимость обращения за получением комплекса взаимосвязанных государственных и (или) муниципальных услуг, предоставление которых организуется многофункциональным центром по принципу «одного окна».
В настоящее время выделено 9 основных жизненных ситуаций, в рамках которых целесообразно организовывать предоставление комплексов взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах:
Рождение ребенка, в том числе:
рождение первого ребенка;
рождение второго ребенка;
рождение третьего ребенка (и последующих детей) - многодетная семья.
Индивидуальное жилищное строительство.
Открытие своего дела.
Утрата документов.
Выход на пенсию по старости.
Смена места жительства.
Перемена имени.
Утрата близкого человека.
Приобретение жилого помещения 1 .
В целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг по жизненным ситуациям, по результатам селекторного совещания по вопросу развития сети многофункциональных центров в Российской Федерации 4 декабря 2013 года Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым был дан ряд поручений 2 , во исполнение которых внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 №797, расширяющие перечень государственных и муниципальных услуг. На основании этого перечня в рамках каждой жизненной ситуации сформированы рекомендуемые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах. Указанные перечни представлены в Таблице 1.
С учетом практики оказания государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на территории субъектов Российской Федерации, перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках жизненных ситуаций, могут быть уточнены.
Анализ практики предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций в субъектах Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии 2 подходов к организации предоставления услуг в рамках жизненных ситуаций, различающихся способами обращения заявителя:
Заявитель подает в МФЦ отдельные заявления на каждую государственную (муниципальную) услугу в рамках жизненной ситуации.
Заявитель подает в МФЦ единое заявление об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненной ситуации .
Таблица 1. Рекомендуемые перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в многофункциональных центрах в рамках жизненных ситуаций (в разрезе жизненных ситуаций)
№ п/п | Наименование услуги | Орган, предоставляюший услугу |
1. Рождение ребенка |
||
1 | Государственная регистрация рождения | Органы ЗАГС, МФЦ |
2 | Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации | ФМС России |
3 | Прием документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации 3 | ФМС России |
4 | Назначение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности | |
5 | Назначение пособия по беременности и родам |
|
6 | Назначение единовременного пособия при рождении ребенка |
|
7 | Назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком |
|
8 | Назначение единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
|
9 | Назначение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
|
10 | Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) | ОМСУ |
11 | Прием от граждан анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства | ПФР |
12 | Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях | ИОГВ, ОМСУ в сфере образования |
13 | | ПФР |
14 | Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала 4 | ПФР |
15 | Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной организации | ИОГВ в сфере социальной защиты населения |
16 | Бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для индивидуального жилищного строительства |
|
17 | Содействие предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья |
|
18 | Обеспечение бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных организаций |
|
19 | Прием заявления о предоставлении многодетной семье скидки в размере не менее 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электрической энергией, а многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - также скидки в размере не менее 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории |
|
20 | Назначение социальных пособий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (правовыми актами органов местного самоуправления) | ИОГВ, ОМСУ в сфере социальной защиты населения |
21 | Предоставление многодетным семьям иных мер социальной поддержки | ИОГВ в сфере социальной защиты населения |
2. Индивидуальное жилищное строительство |
||
1 | Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства | |
2 | Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 5 | Росреестр |
3 | Выдача градостроительного плана земельного участка | ИОГВ, ОМСУ в сфере земельных отношений |
4 | Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства | ОМСУ в сфере строительства |
4.1 | Продление срока действия разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства |
|
4.2 | Внесение изменений в разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства |
|
5 | Выдача разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию 6 | ОМСУ в сфере строительства |
6 | Присвоение адреса объекту недвижимости 7 | ОМСУ в сфере строительства |
7 | Государственный кадастровый учет недвижимого имущества 8 | Росреестр, Федеральная кадастровая палата |
8 | Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 9 | Росреестр |
9 | Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал | ПФР |
10 | Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала | ПФР |
11 | Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним 10 | Росреестр |
12 | Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением средств материнского (семейного) капитала | ОМСУ в сфере строительства |
13 | Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья | Минстрой, ИОГВ, ОМСУ в сфере строительства |
3. Открытие своего дела (малое предпринимательство) |
||
1 | Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств | ФНС России |
2 | Содействие самозанятости безработных граждан 11 | ИОГВ в сфере труда и занятости |
3 | Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником | ФСС |
4 | Регистрация страхователей и снятие с учета страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правовых договоров | ФСС |
5 | Осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг, указанных в перечне, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» | Роспотребнадзор |
6 | Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц | ФНС России |
7 | Выдача разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации | ИОГВ в сфере транспорта |
8 | Лицензирование деятельности по осуществлению розничной продажи алкогольной продукции | |
9 | Лицензирование деятельности по осуществлению заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов | ИОГВ в сфере предпринимательства |
10 | Выдача лицензии на осуществление частной охранной деятельности | МВД России |
11 | Согласование размещения и приемка в эксплуатацию нестационарных (временных, мобильных) объектов | ОМСУ в сфере земельных отношений |
4. Утрата документов |
||
1 | Выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации | ФМС России |
Сегодня в КГБУ «МФЦ» реализована возможность получения единых комплексов услуг, ориентированных на самые различные жизненные ситуации человека.
Жизненная ситуация формируется в связи с каким-либо событием в жизни человека и необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. Услуги по жизненным ситуациям представляют собой определённый набор государственных и муниципальных услуг, комплекс мероприятий и социальных гарантий, который способен решить проблему заявителя в целом, без обращения в различные ведомства, что значительно упрощает процесс получения услуг и экономит время заявителя.
Как это работает? Рассмотрим возможность получения комплексной услуги на примере популярной жизненной ситуации «Рождение ребенка». Предоставление указанной комплексной услуги в КГБУ «МФЦ» будет проходить максимально удобным для заявителей образом. Комплексная услуга предоставляется единовременно, по принципу «одного окна», то есть у одного специалиста КГБУ «МФЦ» в момент первого обращения заявителя с минимальным пакетом документов. В наборе этого комплекса вниманию заявителей предложены услуги различных ведомств: Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю и республике Тыва, Отделения ПФР по Красноярскому краю, министерства социальной политики Красноярского края, агентства ЗАГС Красноярского края и другие, необходимые в данной жизненной ситуации, государственные и муниципальные услуги. Кроме того, в рамках предоставления комплексных услуг можно также получить бесплатную, полную и актуальную консультацию по пакету документов, необходимых для оказания любой услуги.
В структурных подразделениях КГБУ «МФЦ» организована возможность получения комплексных услуг в рамках следующих жизненных ситуаций: «Индивидуальное жилищное строительство», «Открытие своего дела (малое предпринимательство)», «Утрата документов», «Выход на пенсию» и других.
Внушительный набор тех возможностей, которые включены в комплексные услуги, помогут людям быстро и своевременно решить проблему или надёжно и качественно устроить свои дела семейного характера.
Получить более подробную информацию о перечнях услуг, предоставляемых в рамках жизненных ситуаций, порядке их получения, а также предварительно записаться на прием возможно, позвонив по телефонам Центра телефонного обслуживания 8-800-200-3912 (звонок бесплатный), 205-39-12, или по телефонам структурных подразделений, размещенных в разделе «Контакты» официального сайта сайт.
В ближайшее время список услуг, которые многофункциональные центры (МФЦ) предоставляют россиянам в режиме "одного окна", значительно расширится.
МФЦ получат право оформлять регистрацию рождения и смерти, принимать документы на получение налогового вычета и даже аккумулировать пошлины и налоговые платежи. Более того, изменится сам принцип оказания госуслуг. Появится набор распространенных жизненных ситуаций, в рамках которых целый комплект документов можно будет получить по одному заявлению.
Об этом министр экономического развития Максим Орешкин заявил на всероссийском форуме центров государственных и муниципальных услуг. По его словам, законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ находится в Госдуме. Его должны принять в осеннюю сессию.
Другая реформа связана с работой Федеральной налоговой службы. Сейчас минэкономразвития обсуждает с ФНС вопрос о запуске пилотного проекта по оказанию трех услуг. Первая - это корректировка неверно начисленных налогов, вторая - получение налогового вычета и третья - информирование граждан о налоговой задолженности. "В этот процесс активно и весьма успешно включились центры "Мои документы" Москвы, - отмечает Максим Орешкин. - А месяц назад вышел приказ ФНС о реализации пилотного проекта на территории всей страны. МФЦ уже должны заключить договора о предоставлении услуг по линии ФНС".
Кроме того минэкономразвития предлагает наделить МФЦ правом принимать платежи в счет налогов и пошлин. Технически такая возможность есть и сейчас - деньги можно вносить через терминалы банков. Однако, по словам министра, эта услуга доступна не во всех регионах и не во всех МФЦ.
Законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ Госдума рассмотрит этой осенью
Еще один законопроект, который находится в Госдуме, касается предоставления государственных услуг в рамках комплексного запроса. Суть проста: человек, у которого, например, родился ребенок, сможет подать одно заявление, но получить не один документ, а весь необходимый комплекс услуг. Это регистрация рождения, оформление пособий, запись в детский сад и многое другое. "Минэкономразвития готовит подзаконную базу, которая должна обеспечить корректную реализацию положений законопроекта, - продолжает Орешкин. - В частности, уже разработан проект методических рекомендаций по предоставлению госуслуг на основании комплексного запроса по наиболее распространенным жизненным ситуациям. Это очень важная переориентация от принципа базовой услуги к принципу базовых потребностей конкретного человека".
Какие-то законодательные акты, возможно, будут разработаны по итогам форума. Так, представители регионов сошлись во мнении, что система МФЦ не сможет развиваться без полного перехода органов власти и центров "Мои документы" на электронное взаимодействие.
"Оптимизация нормативно-правовой базы позволяет наполовину отказаться от курьерской доставки бумажных документов, - говорит замглавы Ростовской области Василий Рудой. - Однако на сто процентов вопрос не решен. Так, передача электронных образов документов в Росреестр не является основанием для начала предоставления услуги. Налицо необходимость изменения законодательства, наделения единым юридическим статусом обычных бумажных документов и электронных".
Если Вам необходима помощь справочно-правового характера (у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают), то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:
- Для жителей Москвы и МО -
В общей сложности на базе МФЦ, в зависимости от региона обращения, можно получить более 350 различных видов госуслуг. Причем их количество постоянно пополняется.
Что изменилось в 2018 году?
- С 01.02.2018 граждане, проживающие в городах, население которых превышает 100 тыс. человек, могут получить через МФЦ заграничный паспорт нового образца. Жителям городов с численностью населения свыше 50 тыс. человек такая услуга станет доступна с 01.09.2018 (постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 104).
- Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2018 № 43-р установлен перечень государственных услуг, которые должны предоставляться в любом отделении МФЦ. В перечне содержится 44 услуги, но переход на оказание всех данных услуг в полном объеме предусмотрен поэтапный, сроком до 01.01.2021.
Основные «нововведения»:
- результат оказания услуги, входящей в данный перечень, должен выдаваться в Многофункциональном центре.
Примечание: ранее для некоторых видов услуг МФЦ только принимали заявления и обязательные для представления документы, а забирать готовый результат заявитель должен был самостоятельно в соответствующем ведомстве.
- все перечисленные услуги должны оказываться по экстерриториальному принципу, т. е. независимо от места проживания гражданина (места нахождения юридического лица).
Примечание: при этом в тексте присутствует пояснение, что такой вариант оказания услуг возможен только при наличии соглашения о взаимодействии между МФЦ и соответствующим ведомством. Поэтому желательно перед посещением МФЦ уточнить по телефону, можете ли вы получить требуемую услугу в выбранном отделении.
Платные и бесплатные услуги МФЦ
Все виды государственных услуг оказываются в МФЦ бесплатно. Единственный платеж, который обязан внести заявитель – государственная пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий в соответствии со ст. 333.33 НК РФ, и только при условии, что конкретная услуга подлежит обложению данным сбором.
На базе МФЦ может быть организовано оказание дополнительных платных услуг как сотрудниками самого центра, так и сторонними организациями, ведущими деятельность в этом же помещении:
- сопутствующие услуги – по заполнению документов (заявления на загранпаспорт, налоговой декларации и пр.);
- технические услуги – сканирование, ксерокопирование документов (кроме бесплатного снятия копий, которое производится специалистом центра непосредственно на приеме), распечатка документации с цифровых носителей;
- юридические услуги – нотариат, составление договоров и учредительной документации;
- финансовые услуги – бизнес-планирование;
- услуги фотографа и т. д.
Платные услуги предоставляются исключительно по желанию гражданина, требовать оплаты за выполнение действий в рамках основной деятельности МФЦ сотрудники центра не вправе.
Виды госуслуг, которые можно получить в МФЦ
Ниже представлен перечень наиболее востребованных у населения государственных услуг, включая новые услуги, введенные вышеуказанным распоряжением Правительства РФ с 01.02.2018:
№ | Наименование услуги | Орган, предоставляющий услугу |
1 | Выдача (замена) российского паспорта:
|
МВД |
2 | Выдача загранпаспорта старого и нового образца | |
3 | Выдача водительского удостоверения международного образца | |
4 | Выдача архивных документов: справок, выписок, копий | Ведомственный архив |
5 | Выдача ключей простой электронной подписи (ЕСИА) для получения госуслуг в электронном виде | Комитет по информации и связи |
6 | Выдача сертификата на материнский капитал | ПФР |
7 | Выдача и аннулирование охотничьих билетов | Комитет природопользования |
8 | Выдача полисов ОМС | ТФОМС |
9 | Выдача свидетельства многодетной семьи | Местная администрация |
10 | Выдача справок об отсутствии судимости | МВД |
11 | Выдача справок о том, подвергалось ли лицо административному наказанию в связи с применением психотропных (наркотических) веществ | |
12 | Выдача справки о регистрации (о составе семьи) | Районное жилищное агентство |
13 | Выдача (замена, получение дубликата) СНИЛС | |
14 | Выдача справок о размере пенсий | |
15 | Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению | |
16 | Государственная регистрация:
|
Отдел ЗАГС |
17 | Госрегистрация прав на недвижимое имущество | Росреестр |
18 | Госрегистрация юридических лиц, ИП, КФХ | ФНС |
19 | Единовременное пособие по рождению ребенка | Местная администрация |
20 | Заключение (изменение) договора социального найма | Жилищный комитет |
21 | Занесение в реестр записи о парковочном разрешении инвалида | Комитет по транспорту |
22 | Зачисление ребенка в детский сад | Местная администрация |
23 | Информирование граждан:
|
ПФР |
24 | Информирование и консультирование по вопросам трудового законодательства | Роструд |
25 | Консультирование по вопросам защиты прав потребителей | Местная администрация |
26 | Пособие по беременности и родам | |
27 | Предоставление данных об административных нарушениях в области ПДД | МВД |
28 | Предоставление адресно-справочной информации | |
29 | Предоставление официальной статистической информации | Росстат |
30 | Предоставление заинтересованным лицам данных бухгалтерской отчетности организаций | |
31 | Предоставление сведений о зарегистрированных организациях | Минюст |
32 | Предоставление сведений из:
|
ФНС |
33 | Предоставление сведений из ЕГРН | Росреестр |
34 | Прием отчетности по страховым взносам и подтверждающей документации | ФСС |
35 | Прием заявлений от граждан о формировании и инвестировании пенсионных накоплений | ПФР |
36 | Признание жилья непригодным для проживания | Жилищный комитет |
37 | Проведение экзаменов на право управления ТС и выдача водительских прав (только для граждан РФ) | МВД |
38 | Разрешение органа опеки и попечительства:
|
Местная администрация (отдел опеки) |
39 | Распоряжение средствами материнского капитала | ПФР |
40 | Регистрация автомототранспорта и прицепов | МВД |
41 | Регистрационный учет граждан по месту пребывания (жительства) | |
42 | Регистрация физических лиц:
|
ФСС |
43 | Субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения | Жилищный комитет |
44 | Установление:
|
ПФР |
Бесплатная консультация юриста
Вам отказали в оказании услуги, и Вы считаете, что отказ неправомерен? У Вас имеется другая сложная правовая ситуация или вопросы, требующие оказания юридической помощи (не обязательно связанные с МФЦ)?
Позвоните и получите консультацию юриста БЕСПЛАТНО!
- Для жителей Москвы и МО -
- Санкт-Петербург и Лен. область -
- Бесплатный номер для регионов РФ -
АННОТАЦИЯ
Предоставление «комплексных» государственных и муниципальных услуг еще один шаг на пути к повышению их качества и к «сервисному государству». Упрощение процедур подачи заявления важный этап к переходу предоставления услуг в проактивном режиме.
Тем не менее, на практике существует ряд административных ограничений оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций», включая как нормативно-правовое регулирование, так и организация процесса в многофункциональных центрах.
Ключевые слова: государственные услуги; муниципальные услуги; комплексные услуги; жизненная ситуация; многофункциональный центр.
Тенденции развития сервисно-ориентированного государства в части предоставления государственных услуг предполагают обеспечение перехода от получения государственных услуг к комплексным сервисам конечного результата, который нужен заявителю (например, все необходимые действия при покупке жилья или при рождении ребенка, и пр.). Каждая государственная услуга должна «встроиться» во все удобные для пользователя интерфейсы и процессы, ради которой заявитель вынужден обращаться отдельно . Концепция снижения административных барьеров 2011-2013 годов обозначила направление развития сферы госуслуг: от регламентации каждой государственной и муниципальной услуги к совершенствованию и описанию комплексных сервисов по «жизненным ситуациям», которые требуют стандартизации и законодательного закрепления .
Несмотря на то, что реализация идеи оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций» должна повлечь серьезные изменения во взаимоотношениях заявителя и государства, включая улучшение его качества, нормативно-правовое регулирование предоставления госуслуг в соответствии с этим принципом органами власти до сих пор отсутствует, равно как и законодательное определение указанного термина.
В отечественной литературе ситуация аналогична. Исследования в области обозначенной проблемы не системны, что не способствует формированию у специалистов-практиков, заинтересованной общественности целостного представления о тренде изменений, которые идут в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.
В научной литературе также встречаются различные определения данного понятия. Авторы О.А. Иванюк и С.Н. Китрар под жизненнoй ситуацией пoнимают «совокупность общественных отношений, возникающих на основании определенного юридического факта (действия или события), наступившего как по воле участников данных отношений (открытие бизнеса, вступление в брак, приобретение квартиры), так и вне зависимости от воли (болезнь, смерть) и связанного с необходимостью обращения в органы власти за получением требующегося в сложившихся обстоятельствах результата предоставляемых публичных услуг».
А.P. Исаков определяет жизненную ситуацию как «совокупность фактических обстоятельств, существующих у заявителя, с которыми законодатель связывает право последнего обратиться за получением соответствующей сложившимся обстоятельствам комплексной государственной услугой» .
Жизненная ситуация появляется в результате определенных событий, произошедших в жизни человека и связана с необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. При этом сама жизненная ситуация чаще всего не требует получения непосредственно самих государственных услуг. В таких случаях они должны стать незаметной для заявителя процедурой в решении реальной жизненной задачи.
В итоге можно выделить несколько наиболее существенных признаков «жизненной ситуации»:
- основаниями предоставления услуг «по жизненным ситуациям» признаются юридические факты, которые подтверждают появление, и требующие корректив или прекращение каких-либо общественных отношений, имеющих правовые последствия;
- «жизненная ситуация» предполагает объединение наиболее социально значимых и массовых государственных и муниципальных услуг, способствующих наиболее полному обеспечению реализации прав и получению необходимых результатов заявителями в пределах сложившихся обстоятельств, включающая несколько типовых событий;
- в рамках «жизненной ситуации» возможно наличие нескольких альтернатив развития, вариантов получаемых результатов услуг;
- набор оказываемых услуг зависит от правового статуса заявителя, это физическое лицо, предприниматель, иностранный гражданин или юридическое лицо.
Аналитическая систематизированная деятельность к переходу предоставления услуг в рамках «жизненных ситуаций» в субъектах Российской Федерации фактически началась только в 2015 году. Первые попытки реализовать предоставления комплекса услуг были на Едином портале госуслуг, но по настоящее время заявитель может только ознакомиться с перечнем услуг в рамках своей «жизненной ситуации». Следующий шаг совершенствования оказания комплексов государственных и муниципальных услуг был направлен на развитие способов взаимодействия гражданина и государства через многофункциональные центры.
В целях обеспечения нормативно-правового регулирования оказания услуг по «жизненным ситуациям» распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 года № 260-р был утвержден перечень из 30 федеральных услуг, предоставляемых в рамках комплексного запроса. Предполагается, что данная мера обеспечит повышение качества предоставления государственных услуг, а именно получение услуг в «одном окне», в том числе по принципу экстерриториальности.
С 1 марта 2018 года вступила в силу норма Федерального закона № 210-ФЗ, в соответствии с которой заявление в МФЦ подается один раз, второе обращение – получение результата, многофункциональный центр может самостоятельно составить от имени заявителя и направить заявление в соответствующие органы власти в соответствии с комплексным запросом. Однократное обращение за услугами позволит сократить временные и финансовые затраты граждан.
При обращении в МФЦ за получением услуг в связи со сложившейся жизненной ситуацией заявитель представит только один комплект документов и одно заявление в форме заполнения комплексного заявления, который предполагает получение двух и более услуг. В соответствии с частью 13 статьи 15.1 № 210-ФЗ в комплексный запрос могут входить услуги, не связанные между собой жизненной ситуацией и не входящие в типовые составы взаимосвязанных услуг, в любом количестве. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 412 закреплен ряд положений и норм, определяющих порядок взаимодействия работников МФЦ и заявителей. Текущая ситуация в большинстве многофункциональных центров показывает невозможность предоставления услуг на этих условиях. Реализация услуг по «жизненным ситуациям» некоторыми многофункциональными центрами считается реализованной при наличии в перечне услуг, предоставляемых через МФЦ, всех возможных услуг, которые могут быть в той или иной жизненной ситуации. При этом комплексный запрос до сих пор не реализован, т. к. ни один регламент исполнительного органа власти федерального, регионального или муниципального уровня не содержит норм, в которых комплексный запрос от МФЦ будет являться основанием предоставления услуги.
Обобщая вышеизложенные нормотворческие новеллы и существующие в научной литературе мнения относительно предоставления госуслуг по «жизненным ситуациям», а также сопоставив с практическими мероприятиями по совершенствованию сервисов многофункциональных центров, следует ряд выводов.
Во-первых, в настоящее время в РФ отсутствует единое понимание понятия «жизненная ситуация» и подходов их формирования. В научной литературе и официальных источниках встречается несколько определений данного понятия. На официальных сайтах многофункциональных центров наиболее распространенным является определение жизненной ситуации как определённого набора государственных и муниципальных услуг, комплекса мер поддержки и социальных гарантий, который способен предоставить результат по совокупности требований заявителя, не выделяя отдельные части, отсылающие человека в различные ведомства.
Во-вторых, проблема, с которой столкнулись публично-правовые образования - это определение перечня жизненных ситуаций и содержащихся в них государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний момент единого перечня не существует как на федеральном уровне, так и на региональном.
Для обеспечения качества и повышения эффективности организации предоставления услуг необходимо провести теоретические разработки в части формирования перечней услуг, входящих в конкретную «жизненную ситуацию». Услуги, формирующие такие комплексы должны соответствовать ряду требований, но прежде всего основанием для предоставления комплексной услуги должен быть юридический факт, подтверждающий эту «жизненную ситуацию». В связи с этим в нормативные-правовые акты необходимо вносить правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках ряда основных жизненных ситуаций, обеспечивающих возможность оказываться услуги на основании комплексного запроса от МФЦ, т. е. актуализировать административные регламенты государственных и муниципальных услуг.
Список литературы:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
- Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2006. – № 22(310). – С. 4–12.
- Доклад заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России П.С. Днепровского в рамках Международного форума «МФЦ – основа сервисного государства» в г. Липецке // Официальный сайт Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/2015052951 (Дата обращения: 05.09.2018).
- Иванюк О.А., Китрар С.Н. Предоставление услуг по «жизненным ситуациям» – актуальное направление совершенствования системы публичного управления // Административное право. - 2012.- № 2.- С. 63-69.
- Исаков А.Р. Государственные услуги и их классификация // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013.- № 6. - С. 91-96.
- Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р).
- Протокол заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области от 04.02.2014 № 1. Приложение № 8. Перечень государственных, муниципальных и иных услуг в рамках жизненных ситуаций // Официальный портал Правительства Ростовской области URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=128565#pril8 (Дата обращения: 05.09.2018).
- Услуги по жизненным ситуациям // «Мои Документы» - центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края URL: http://www.mfc22.ru/services/ (Дата обращения: 05.09.2018).