Техника накладной резьбы. Прорезная резьба: простая подробная инструкция и особенности реализации работ (80 фото) В результате чего получают накладную резьбу

Резное деревянное украшение, не составляющее с прилегающим фоном цельного куска.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

  • - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева. Существует в деревне Богородское, вероятно, с XVI-XVIII вв. В начале XX в. мастера объединились в артель...

    Художественная энциклопедия

  • - один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путём вырезания...

    Художественная энциклопедия

  • - ́ образованные на поверхности детали чередующиеся спиральные канавки и выступы постоянного сечения. Детали с резьбой могут образовывать разъёмные резьбовые соединения...

    Энциклопедия техники

  • - см. Нарезка винтовая...

    Морской словарь

  • - чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - I ́ чередующиеся винтовые канавки и выступы постоянного сечения, образованные на поверхности детали...

    Большая Советская энциклопедия

  • - РЕЗЬБА, -ы, ж. Дополнительная работа, выполняемая по просьбе начальства с целью получения каких-л. льгот, привилегий; подобострастие, лесть. См. также нарезаться, 2...

    Словарь русского арго

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ́, -ы, жен. 1. см. резать. 2. Рисунок, вырезанный на твёрдом материале. Узорчатая р. Ларец с резьбой. 3. Спиральная винтовая нарезка. | прил. резьбовой, -ая, -ое. Резьбовое крепление...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ́, резы, мн. нет, жен. 1. Вырезывание, выделка разных узоров на дереве, кости. Специалист по художественной резьбе. 2. Узорчатый рисунок, вырезанный на дереве, кости. Красивая резьба. Художественная резьба...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - резьба́ I ж. 1. процесс действия по гл. резать I 4. 2. Результат такого действия; вырезывание, выделка разных узоров на твёрдых материалах. 3. Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-либо твёрдом материале...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - резьб"а, -"...

    Русский орфографический словарь

  • - Резьба по кости. Жарг. мол. Шутл. О худом, костлявом человеке. Максимов, 200. Пойти не по резьбе. Жарг. мол. 1. Случиться, произойти неожиданно. 2. Сойти с ума. Максимов, 336. С левой резьбой. Жарг. мол. Неодобр. 1...

    Большой словарь русских поговорок

  • - B́ сущ; 22 см. _Приложение II резьбы́ Кадила темь, и вечер тощий Свивался в огненной резьбе́...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Накладная резьба" в книгах

Резьба

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Резьба Резьба по своему духу, по своей сути означает, представляет собой самую мысль мастера.Кто ее видит и понимает, видит сам памятник.Ее нежность – это нежность самой природы; ее жизнь – жизнь всего здания. В ней вся сила архитектуры, она выражает всю ее мысль.Вернемся

19. Приходная накладная

автора

19. Приходная накладная Приходная накладная фиксирует поступление нового товара на склад (поступление ТМЦ). Если указанные в накладной материалы присутствуют в справочнике «Материалы», то для заполнения табличной части документа можно воспользоваться кнопкой «Подбор»,

20. Расходная накладная

Из книги 1С: Предприятие в вопросах и ответах автора Арсентьева Александра Евгеньевна

20. Расходная накладная Документ Расходная накладная оформляется при безналичной и розничной оплате товаров или услуг. Для формирования расходной накладной следует в журнале «Счета» меню «Действия» выбрать пункт «Ввести на основании», и из предложенного списка

Накладная

автора

Накладная Накладная в торговой организации может быть как приходным, так и расходным товарным документом. Она должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной

Товарно-транспортная накладная

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Товарно-транспортная накладная Товарно-транспортная накладная выписывается при доставке товаров автомобильным транспортом. Она состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут

Железнодорожная накладная

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Железнодорожная накладная Железнодорожная накладная выступает в качестве сопроводительного документа при доставке товаров железнодорожным транспортом. К ней могут прилагаться спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар

Сценарий четырнадцатый: «Забытая накладная»

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

Сценарий четырнадцатый: «Забытая накладная» Это игра может быть со многими участниками, поскольку требует вовлечения не только менеджера (отдел продаж), вас (кредитного контролера), доставщиков и сборщиков (склад), но и бухгалтеров, отдела закупок. Со стороны клиента

37. Свидетельство о погрузке, дубликатная накладная

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

37. Свидетельство о погрузке, дубликатная накладная Свидетельство о погрузке, называемое также речным коносаментом, является транспортным документом внутреннего судоходства. На этот документ распространяются в основном те же правила, что и на морской коносамент.К

Накладная резьба

Из книги Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки автора Ильяев Михаил Давыдович

Накладная резьба Способ, при котором орнамент с прорезным фоном наклеивается на поверхность изделия, называется накладной резьбой. Применяется он довольно широко. Особенно часто таким образом украшают мебельные панели, которые, как правило, покрываются шпоном – резьба

Грузовая накладная

автора Автор неизвестен

Грузовая накладная ГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ - основной документ при перевозках грузов внутри страны, имеющий значение договора, заключаемого между грузоотправителем и перевозчиком. Г.н. содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования

Накладная

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Накладная НАКЛАДНАЯ - документ, составляемый при автомобильной, железнодорожной, воздушной перевозках и перевозке по внутренним водам: является доказательством заключения договора перевозки грузов и основанием требования грузополучателя к перевозчику о выдаче груза

Накладная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Урок № 65. Требование-накладная

Из книги 1С: Бухгалтерия 8 с нуля. 100 уроков для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Урок № 65. Требование-накладная Для отражения в учете хозяйственных операций, которые связаны со списанием на затраты материально-производственных запасов, в программе ”1С:Бухгалтерия 8” предназначен документ ” Требование-накладная”. Причем

43. Накладная на перевозку грузов

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

43. Накладная на перевозку грузов Накладная используется для оформления перевозки грузов на всех видах транспорта, кроме морского. Она содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и

Прорезная и накладная резьба

Из книги автора

Прорезная и накладная резьба К рельефной и плоскорельефной резьбе близка прорезная резьба. Она представляет собой рельефную и плоскорельефную резьбу, у которой фон прорезан и отсутствует. Таким образом, прорезную резьбу подразделяют на плоскорельефную и

Накладная резьба потому и называется накладной, что каждый элемент в ней выполняется отдельно, а потом все собирается на одной базовой (или фоновой) поверхности, причем готовое изделие имеет внешний вид примерно тот же, что и в рельефной резьбе, только материала в стружку уходит гораздо меньше, да и фон выглядит поровнее. Опять же на обработке фона экономится время. В общем, не будем перечислять все достоинства накладной резьбы, отметим лишь, что простыми элементами, выполненными в этой технике, можно с успехом декорировать различные предметы домашнего интерьера, причем много времени это не займет.
На заглавном рисунке, к примеру, изображен элемент накладной резьбы «Леший» известного английского резчика Криса Пайя (Chris Pye).

Мы же для начала предлагаем вам вырезать элемент «веревочка», который выполняется только ножом. При всей простоте изготовления смотрится он неплохо и вполне подходит для украшения, например, зеркала или окантовки («обналички») дверных проемов. Есть, конечно у этого элемента недостаток – необходимость многократного повторения одного и того же фрагмента, но бывает и хуже. Вспомните тех, кто занимается геометрической резьбой, – вот кому по-настоящему тяжело!

Рис.1 — «Веревочка» — шаблон для резьбы 1:1

На рис. 1 показан шаблон «веревочки». Естественно, «веревочку» можно удлинять, увеличивая число витков, можно сделать еще и ее зеркальное отражение, но, так сказать, в учебных целях подойдет и та, что нарисована. Переведите контур рисунка и осевую линию на плотный тонкий картон и аккуратно вырежьте, пометив на картонном шаблоне лицевую сторону и положение осевой линии на изнаночной стороне.

Рис.2 — Профиль заготовки для «веревочки”

В качестве заготовки используем липовую дощечку толщиной 12-13 мм, шириной 42-45 мм и длиной не менее 23 см. Такую дощечку можно выстрогать рубанком, например, из куска одинарной «вагонки». Проведите карандашом осевые линии с лицевой и изнаночной сторон дощечки (линии должны лежать и одной плоскости – плоскости симметрии дощечки). Лицевую сторону плавно скруглите (рис. 2 ), не срезая осевой линии. Эту операцию удобнее выполнить небольшим рубанком (рис. 3 ), которым можно работать одной рукой.

Рис.3 — Маленький рубанок для работы одной рукой

Как правило, все элементы накладной резьбы размечаются с изнаночной стороны заготовки. Естественно, что при этом шаблон накладывается на доску лицевой стороной вниз. Наложите шаблон, совместив осевые линии шаблона и заготовки, и обведите его. Теперь нужно ножом вырезать заготовку по контуру. При работе старайтесь держать нож так, чтобы его лезвие было перпендикулярно изнаночной поверхности заготовки. Строгать придется от себя и на себя (по волокну древесины), при этом обратите внимание на следующее (рис. 4 и 5 ):


Рис.6 — Разметка границ витков

После обработки заготовки по контуру разметьте ее с лицевой стороны. Отрежьте узкую ровную полоску картона, и, используя ее как гибкую линейку, соедините карандашом вырезы, разделяющие будущие витки веревочки (рис. 6 ). Затем, ориентируясь на те же рисунок и шаблон, прорисуйте границы витков. Кончиком ножа прорежьте границы витков, заглубляясь примерно на 2,5-3,0 мм. При этом также правая рука только держит и направляет нож, а большой палец левой руки нажимает на обушок (рис. 7 ).

Рис. 7 — Прорезание границ витков: плоскость резания перпендикулярна поверхности

Заготовка надежно прижата к поверхности стола (в идеале покрытого линолеумом) основанием (ребром) левой ладони, при этом весьма желательно, чтобы противоположный край заготовки был в упоре. В общем случае упор представляет собой дощечку с треугольным или округлым вырезом (рис. 8 ), которая крепится к поверхности рабочего стола струбциной или просто гвоздями. Чтобы избежать срыва ножа на выходе реза, не прорезайте виток до конца, лучше разверните заготовку на 180 градусов и пройдите ножом, начиная от противоположного края.

Рис. 8 — Упор для работы стамесками и рубанками

Поверхность витка формируется следующим образом: та часть, которая при виде сверху выглядит вогнутой (левая верхняя и правая нижняя, см. рис. 1 ), примерно от срединной линии витка к границе срезается плоско, а та, что выглядит в плане выпуклой, должна быть выпуклой (закругленной) и в сечении. Целесообразно сначала выполнить все плоские срезы (рис. 9 ).

Рис. 9 — Формирование плоских поверхностей витков

Заготовку на весу не держим, контакт левой руки и края заготовки со столом обязателен! При необходимости углубляем прорез, ограничивающий виток. Это можно сделать не кончиком ножа, а лезвием, подавая нож слегка вперед. Не срезайте виток до нулевой толщины у края заготовки, оставьте примерно 1,5 мм (см. рис. 12 ).

Скругление выпуклых участков витка лучше начинать от краев, постепенно продвигаясь к осевой линии (рис. 10 ).

Следующий этап – формирование законцовки «веревочки». Начнем с того, что прорежем на небольшую глубину кончиком ножа контур шарика (на рис. 6 показан сплошной линией). Движения при этом такие же, что и при прорезании границ витков, только наклон лезвия по отношению к столу должен быть круче, то есть рукоятка ножа должна быть поднята выше. Далее, ориентируясь на штриховую линию и не забывая о 1,5 мм снизу, снимем широкую фаску с участка веревочки непосредственно перед шариком (рис. 11 ).

Теперь выполним выемку вокруг контура шарика – сначала также на небольшую глубину. Считая, что направление волокон древесины параллельно осевой линии, можно условно разбить выемку на две части (граница частей обозначена на рис. 12 стрелкой). Чтобы выполнить условие строгания «по шерсти» древесины, а иначе просто не получится, придется резать выемку в два приема (рис. 12 и 13 ). После первоначальной выборки древесины углубите контур шарика и затем, соответственно, выемку вокруг него. Ваша конечная цель – получить плавную поверхность выемки вокруг шарика, переходящую в широкую фаску. Обратите особое внимание на район стыковки частей выемки. Толщина стружки при подходе к этой условной границе с любой стороны должна быть минимальной (чем острее нож, тем лучше результат). Заканчиваем работу скруглением шарика и тыльной части законцовки (рис. 14-16 ).

Рис.10 — Скругление выпуклых поверхностей витков

Рис.11 — Выполнение широкой фаски в районе шарика

Рис. 12 — Прорезание контура выемки вокруг шарики: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа от себя

Рис. 13 — Иногда удобно создавать усилие реза не большим, а указательным пальцем левой руки

Рис.14 — Прорезание контура выемки вокруг шарика: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа на себя

Рис.15 — Обработка поверхностей в районе торцевого среза (с двух сторон — по волокнам древесины)

Рис. 16 — Один из вариантов положения рук при обработке »неудобных» мест

Рис. 17 — Вырезанная «веревочка»

Теперь наша «верёвочка» готова к отделке (рис. 17 ). Выглядит она пока еще не очень симпатично, но в этом еще одна особенность резьбы по дереву: порой вплоть до полной готовности изделия мастер может представить себе его внешний вид лишь приблизительно.

Рис. 18 — Отшлифованная “веревочка”

Шкуркой № 8 или № 10 произведите ее , начиная с выравнивания внешнего контура изделия. Вряд ли вы потратите на шлифовку более 40 мин, но смотреться поделка будет гораздо приятнее (рис. 18 ). Потом, в период освоения приемов , вы сможете на ней потренироваться.

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы

Выявление мелкого рельефа орнамента осуществляют нанесением мелких и тонких выемок. Работают в этом случае с использованием стамески-косяка или церазика.

Чеканку фона выполняют с помощью пуансона (чекана). Пуансон ставят перпендикулярно к фону и сверху равномерно ударяют по нему молотком. В рельефной резьбе эту операцию выполняют нечасто.

Рельефную резьбу полируют, лакируют до блеска или оставляют матовой с сочными следами срезов дерева. Для матовой отделки используют жидко разведенный лак: нитроцеллюлозный, смоляной, масляный, спиртовый. С помощь щетинной кисти им протирают один раз все закоулки рельефа, фон, выпуклости. Высыхая, лак впитывается в дерево и не оставляет блестящих потеков. В результате обработки резьба выглядит свежей, текстура срезов становится хорошо видимой.

Резной рельеф можно тонировать водорастворимыми красителями (морилками, протравами) или водным раствором марганцовки.

Из традиционных видов обработки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она особенно рекомендуется для изделий больших размеров, выполненных из древесины дуба или другой крупнососудистой породы.

Накладная рельефная резьба

Накладная рельефная резьба широко применялась для украшения мебели классических стилей. Она бывает глухой, т.е. с фоном, или прорезной, ажурной . Последний вид наиболее распространен. Особенность данного вида резьбы следует из его названия. Резные элементы выполняют отдельно, а затем накладывают на украшаемую поверхность. Декоративный мотив может присутствовать и в единственном числе. По периметру такую деталь следует оформить планками (раскладками), это придаст ей законченный вид. Раскладки, а также дополнительные накладные элементы используют и для того, чтобы связать в единое целое угловые композиции.

Рис. 41. Накладные декоративные элементы: а, б – угловые; в – центральный

Накладную резьбу выполняют на хорошо простроганной доске, называемой подушкой. На подушку наклеивают тонкую бумагу, а на нее – заготовку для резьбы, которую предварительно обрезают по размерам рисунка. Другим способом закрепить небольшую заготовку невозможно. Затем переводят рисунок будущей резьбы.

Рис. 42. Украшение орнаментом шкафа

Рис. 43. Накладная резьба: а – модель из пластилина; б – заготовка, обрезанная по контуру; в – готовая резьба

Если рельеф сложный, то желательно первоначально проработать его в более мягком материале – глине или пластилине (рис. а). На следующем этапе резьбу обрезают по контуру (рис. б). Отверстия выполняют круглыми стамесками. Контур орнамента хорошо зачищают, заоваливают края и прорабатывают рельеф. Работать надо осторожно, чтобы не расколоть мелкие элементы. Готовую резьбу (рис. в) аккуратно снимают с подушки тонким ножом, который необходимо двигать только вдоль волокон древесины, иначе заготовку можно легко расколоть. Снятую резьбу очищают от бумаги и крепят на изделие.

Домовая (корабельная) резьба

В начале прошлого века в Поволжье распространилась так называемая глухая рельефная резьба – резьба с глухим (непрорезанным) фоном и высоким рельефом узора. Данный вид рельефной резьбы отличается помимо большей выразительности, декоративности, обилия светотени двойным наименованием – домовая и корабельная.

Совершим небольшую экскурсию в историю. С давних времен люди с помощью нехитрого инструмента вырезали из дерева объемные скульптурные изделия. В основном это были идолы, культовые фигурки, реже – игрушки для детей. Но свое развитие скульптурная резьба получила с появлением кораблестроения. Носовую часть корабля выполняли в виде головы льва, дракона, единорога, других зверей и птиц, которые символизировали мощь, силу и храбрость мореплавателей. Постепенно резьба стала сухопутной и нашла широкое применение в деревянном зодчестве.

Выполняют домовую резьбу, как правило, на древесине хвойных пород, делая ее крупномасштабной. По характеру и технике исполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной ) и объемной .

Глухой рельефной резьбой украшают, как правило, фронтоны домов и наличники окон. Мотивами резьбы чаще всего выступают растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, а цветочные розетки соединяют и одновременно отделяют их. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок, берегинь, львов, птицы феникс.

Прорезную домовую резьбу используют также для украшения фронтонов домов, наличников окон и дверей, перил лестниц, ограждений.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» – фигурное изображение головы и верхней части туловища животного или птицы, которое помещают на гребне крыши над фронтоном.

Прорезная (ажурная) резьба

Название прорезная (ажурная) резьба говорит само за себя. В отличие от других видов она не имеет фона. Его удаляют с помощью долота, сверла, пилы (лобзика). Потому резьба выполняется в одной плоскости пропиливанием с дополнительным украшением объемной резьбой с прорезанием насквозь и удалением фонообразованием сложного ажура.

Этот вид резьбы применяют в тех случаях, когда детали необходимо придать видимость легкости и ажурности. Нередко под изделие с прорезной резьбой для четкости и красоты восприятия подкладывают другую деталь с яркой гладкой поверхностью или яркую ткань.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Применялась она для украшения мебели стилей Барокко, Рококо в конце XVII начале XVIII вв. Сейчас же ажурную резьбу используют в сочетании с геометрической клинорезной резьбой, создавая более сложную и эффектную художественную форму. Исполнение такой резьбы требует высочайшего мастерства и, разумеется, класса.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В таких случаях она называется накладной или наклеенной.

Резное украшение домов

В создании художественного облика дома важную роль играют такие элементы, как крыльцо, веранда, балкон, мансарда, наличники дверей, окон, карнизы и др. Различные варианты внешнего оформления можно создавать даже при небольшом количестве декоративных деталей. Эти детали органично вписываются в структуру здания, одновременно выполняя и функциональную роль. Например, лобовые доски закрывают торцы кровли, а наличники окон и дверей защищают стыки коробок со стенами.

При изготовлении деталей архитектурно-художественного оформления домов наиболее часто используют прорезную резьбу. Выполнять ее легче и быстрее, чем другие виды резьбы, что важно при большом объеме работ. Кроме того, в данном случае работу в значительной степени можно облегчить, используя лобзик, ножовку или электроинструменты.

Детали декоративного оформления домов изготавливают отдельно, а затем крепят к дому (если нужно, предварительно производят сборку).

Этапы работы следующие. Перед изготовлением декоративных элементов необходимо сначала определить их размеры, подготовить рисунок (лучше в масштабе 1:1), выполнить чистовую механическую обработку деталей, перенести рисунок с кальки или бумаги на заготовку и затем приступить к тому или иному способу декорирования.

Наличник . Приемы декорирования наличника весьма просты. Изготовить элементы декора можно с помощью ножовки и сверла, соединение лучше выполнить на плоский несквозной шип (шипы и проушины формируются до изготовления элементов декора).

Верхнюю поперечную деталь наличника украшают накладными резными элементами, которые изготавливают отдельно и крепят с помощью металлических шпилек или деревянных шкантов.

Резьба по дереву -старинный и популярный вид художественной обработки древесины.
Народные умельцы знали толк в изготовлении изделий из древесины, прекрасно чувствовали ее свойства, необычную эстетику текстуры, податливость материала, практичность. Мастера придавали своим изделиям функциональные формы с удивительной художественной образностью, стремились соединить красивый декор с бытовыми и хозяйственными запросами.

Виды резьбы:

Плосковыемчатая или углубленная;

— плоскорельефная;
— рельефная;
— прорезная или ажурная;
— скульптурная или объемная;
— домовая (корабельная).
Эти виды резьбы также подлежат классификации по характеру рисунка и технике выполнения.

Плосковыемчатая резьба . Для такой резьбы фоном служит плоская поверхность, она украшает изделие или заготовку, а рисунок создается за счет различных углублений — выемок.
По форме углублений и характеру рисунка плосковыемчатая резьба бывает:
контурная , в такой технике выполняют различные сетки, прожилки, детали крупных частей композиций. Применяется в декорировании дома, мебели, посуды.

-геометрическая (трехгранно-выемчатая), основные элементы четырехгранные, трехгранные, двухгранные и многогранные выемки с прямыми или изогнутыми сторонами.

— скобчатая- разновидность геометрической, узор выполняют полукруглой или плоской стамеской с закругленными краями.

Плоскорельефную резьбу часто используют в домовой резьбе и в изготовлении различных сувениров. Для данной резьбы характерно выбирание или углубление фона вокруг орнамента на глубину 5-7 мм. При этом орнамент должен быть одинаковой высоты, что и отличает ее от других видов резьбы. Обычно композиция создается с помощью простых рисунков: листьев растений, изображений животных, геометрических фигур.

В плоскорельефной резьбе плоскости орнамента могут быть: вогнутыми; прямыми; выпуклыми.

Также в плоскорельефной резьбе может быть различным фон: завальным, выбранным, проработанным и прорезным, и поднутренним. И хотя рисунок наносят на плоскую заготовку, он за счет обработки фона получается выпуклым.

Виды фона.
Заоваленный (а). Наиболее простой вид плоскорельефной резьбы. Похож на контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из немного заоваленных, двухгранных выемок.

Подушечный (б). Фон нигде не остается плоским. Рисунок со стороны контура круто заоваливают, а со стороны фона более отлого, форма фона напоминает подушечки.

Выбранный (в). Резьбу с выбранным фоном выполняют как и резьбу с заоваленным контуром, но фон выбирается на определенную глубину. Фон можно сделать ровным, зачеканить или заполнить профильными прорезками.

Подобранный (г). Выполняют аналогично резьбе с заоваленным фоном, но фон вокруг орнамента выбирают под определенным углом наклона к плоскости.

Поднутренный (д). Резьба с поднутренным фоном, напоминает резьбу с выбранным фоном, с той лишь разницей, что фон заходит под орнамент.

Разновидности плоскорельефной резьбы.

Ажурная (прорезная) резьба. Фон узора выбирается полностью сквозным выпиливанием или высверливанием В этой технике выполняют наличники, ставни, карнизы, ветреницы, подкрылки, причелины в деревянных избах.


Накладная резьба . Разновидность ажурной резьбы, это ажурная резьба, прикрепленная к деревянной плоскости.

Рельефная резьба — рисунок заметно выделяется на общем фоне. В такой резьбе практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. В технике рельефной резьбы выполняют отделку мебели, стен, изготавливают живописные панно.

Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим) фоном, высоким рельефным узором, почти не имеющая плоской поверхности.

Рельефная резьба подразделяется на : барельефную, горельефную и контррельефную.
Барельефная резьба – резьба с низким рельефом, в такой резьбе выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем наполовину своей толщины

Горельефная резьба – резьба с высоким рельефом, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема

Контррельефная резьба. Это р езьба на пряничных досках. Одна из наиболее древних форм резьбы по дереву. До наших дней сохранились доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок применяли для изготовления праздничных печных пряников. Форма для пряников - это доска из древесины лиственных пород с вырезанным в ней обработанным рельефом, так называемым — контррельефом. Мастер, работающий над пряничной доской, должен в совершенстве владеть приемами выемчатой резьбы.

Различают пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские.

Прорезная резьба — резьба с удалением фона. С помощью выпиливания получают криволинейные детали, предназначенные для элементов домовой резьбы, сувениров, мебели.

Прорезная резьба делится на контурную, сквозную, ажурную и накладную.

Контурная резьба — кромки заготовок обрабатывают незамкнутыми прорезями.

Сквозная резьба, в такой технике делают прорези замкнутыми внутри заготовки. Это элементы мебели, детали карнизов, различные сувениры.

Ажурная резьба -это сквозная резьба с дополнительной обработкой рисунка заоваливанием или плосковыемчатой резьбой. Не путать с плоскорельефной ажурной резьбой.

Накладная резьба включает элементы прорезной резьбы, наклеенные на плоскую поверхность. Используется для украшения мебели и в домовой резьбе.

Скульптурная рез ьб а представляет собой объемную станковую или декоративную скульптуру из натурального дерева. Объёмная резьба широко используется в церкви, где ею украшают алтари, вырезают образа святых, вырезают кресты.Скульптурную резьбу по дереву широко применяли для декорирования интерьеров и мебели в классическом стиле. Ножки стульев и кресел часто изготавливали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Резной стол в романском стиле

В такой технике изготовляют и маленькие детские игрушки и крупные – выше человеческого роста, станковые или декоративные скульптуры. Присущая скульптуре обработка всей поверхности, круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и навыков выполнения контурной, геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы.

Домовая резьба

Резьбе по дереву для украшения домов более пяти веков. Эта резьба представляет украшение внешнего вида дома посредством вырезания на деревянных элементах различных фигур и орнаментов. Резьбой декорировали практически все выступающие и накладные элементы фасадов дома. Сначала домовая резьба служила оберегом от злых темных сил, а также для привлечения могучих светлых сил. Была разработана целая система символов, защищающих крестьянский дом и домочадцев, но со временем она утратила свои защитные функции. В мотивах и орнаментах стало появляться все больше художественных элементов. В домовой резьбе используются все виды резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная и скульптурная.