Задания по произведениям чуковского. Произведения Чуковского для детей: список. Произведения Корнея Ивановича Чуковского. Станция III. Бюро находок –(читает учитель задание из конверта)

Игра-путешествие по произведениям К.И. Чуковского

Для младших школьников

ЦЕЛИ: закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; развивать умение работать в группе; продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

Оборудование

1. Портрет К.И.Чуковского

2. Книжная выставка К.И.Чуковского

3. Выставка рисунков детей к произведениям писателя

Эпиграф: «Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до Луны» (С.Образцов).

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить об одном веселом и жизнерадостном человеке, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Итак, о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском!

* (Портрет ) Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка – такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, Корней Иванович Чуковский – это придуманное им имя, литературный псевдоним. А настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге. Если бы ему сказали, что он будет знаменит как детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло.

Заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил». Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!

С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

Вот сегодня мы и проверим, действительно ли вы хорошо знаете его сказки. Я приглашаю вас в путешествие.

Итак, отправляемся в путь!

Станция I. Назови сказки

* Из букв , лежащих в конверте , надо составить названия сказок К.И.Чуковского

  1. Муха Цокотуха, Телефон

  2. Тараканище, Крокодил

  3. Мойдодыр, Бармалей

  4. Чудо дерево, Айболит

  5. Путаница,Федорино горе

* Станция II. Рифмовка (Доскажи словечко – читает учитель задание из конверта)

    В огороде-то на грядке
    Вырастают… (Шоколадки ; «Чудо-дерево».)

    У тебя на шее вакса,
    У тебя под носом… (Клякса ; «Мойдодыр».)

    Пошла муха на базар
    И купила… (Самовар ; «Муха-Цокотуха».)

    Ехали медведи
    На… (Велосипеде ; «Тараканище».)

    И снова медведь:
    – О, спасите моржа!
    Вчера проглотил он
    Морского… (Ежа ; «Телефон».)

    Загляни-ка ты в кадушку –
    И увидишь там… (Лягушку ; «Федорино горе».)

    9. Прибегали лягушата,
    Поливали из… (Ушата ; «Путаница».)

    Я пришью ему новые ножки,
    Он опять побежит …(По дорожке; «Айболит»)

    В Африке акулы, в Африке гориллы,
    В Африке большие злые…(Крокодилы; «Бармалей»)

    Но Медведю воевать неохота,
    Ходит-ходит он, Медведь, круг…(Болота; «Краденое солнце»)

* Станция III . Бюро находок –(читает учитель задание из конверта)

Некоторые герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их вернуть.

    Башмаки («Чудо-дерево»).

    Блюдца («Федорино горе»).

    Воздушный шарик(«Тараканище»).

    Градусник («Айболит»).

    Калоши («Телефон»).

    Мыло («Мойдодыр»).

    Мочалка («Мойдодыр»).

    Посуда («Федорино горе»).

    Самовар («Муха-Цокотуха», «Федорино горе»).

    Утюги («Федорино горе»).

* Станция I V. Кроссвордная (Вписать героев, чьи это слова)

Ч

У

К

О

В

С

К

И

Й

    Ты поди-ка, косолапый, крокодила исцарапай,
    Разорви его на части, вырви солнышко из пасти (зайчиха)

    Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (муха)

    Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу (таракан)

    Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (Федора)

    Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю,
    Кушай, кушай, Федора Егоровна! (самовар)

    Ой, меня укусила оса! (лиса)

    Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей! (комар)

    Эй, пожарные, бегите, море синее тушите! (кит)

    Я пришью ему новые ножки.
    Он опять побежит по дорожке (доктор Айболит)

* Станция V. Выставка рисунков (1 - угадать сказку по рисункам детей; 2 – собрать картинку из кусочков)

* Станция V I. Загадкино ( Загадки отпечатаны на листках, один из участников команды читает загадку, другой дает ответ)

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Книга «25 загадок»

    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо, –
    Такое теплое, такое
    Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок. )

    Паровоз
    Без колес!
    Вот так чудо – паровоз!
    Не с ума ли он сошел –
    Прямо по морю пошел! (Пароход. )


    3. Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня! (Крапива. )

    Красные двери
    В пещере моей,
    Белые звери
    Сидят
    У дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
    Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы. )

    Была телега у меня,
    Да только не было коня.
    И вдруг она заржала,
    Заржала – побежала.
    Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик. )

    Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода
    Тверда,
    Словно каменная! (Коньки и лед. )

    Лежу я у вас под ногами,
    Топчите меня сапогами,
    А завтра во двор унесите меня
    И бейте меня, колотите меня,
    Чтоб дети могли поваляться на мне,
    Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер. )

    Маленькие домики по улице бегут,
    Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили. )

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет –
    Заплачет она и умрет. (Сосулька. )

    Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам.
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей. (Расческа. )

    На малину налетели,
    Поклевать ее хотели,
    Но увидели урода –
    И скорей из огорода!
    А урод сидит на палке,
    С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало. )

    Если бы сосны да ели
    Бегать и прыгать умели,
    Они от меня без оглядки умчались бы,
    И больше со мной никогда не встречались бы,
    Потому что – скажу вам, не хвастая, –
    Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила. )

    Я одноухая старуха,
    Я прыгаю по полотну,
    И нитку длинную из уха,
    Как паутинку, я тяну. (Иголка. )

    Я великан: вон ту громадную,
    Многопудовую плиту
    Я словно плитку шоколадную
    Вмиг поднимаю в высоту. (Подъемный кран. )

    Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ёж. )

* Станция VII . Стихотворная (Конкурс капитанов – прочитать наизусть стихи К.И.Чуковского)

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

1. Головастики 2. Бебека.
Помнишь, Мурочка, на даче Взял барашек карандашик
В нашей лужице горячей Взял и написал: «Я-Бебека,
Головастики плясали, Я-Мемека
Головастики плескались, Я медведя забодал!»

Головастики ныряли, Испугалися зверюги,
Баловáлись, кувыркались. Разбежалися в испуге.
А старая жаба, как баба, А лягушка у болотца
Сидела на кочке, вязала чулочки Заливается, смеется:
И басом сказала: Спать! «Вот так молодцы».
Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам еще поиграть.

3. Слониха читает. 4. Федотка.
У слона была жена Бедный Федотка – сиротка,
Матрена Ивановна. Плачет несчастный Федотка:
И задумала она Нет у меня никого,
Книжку почитать. Кто пожалел бы его.
Но читала, бормотала Только мама, да дядя, да тетка,
Лопотала, лопотала: Только папа, да дедушка с бабушкой.
«Таталата, маталата», -
Ничего не разобрать!

5.Ежики смеются.
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх, вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы!»

* Станция VIII . Английские песенки

К.И.Чуковский хорошо знал английский язык и перевел для детей английские народные песенки.

1. Храбрецы 2. Барабек.
Наши – то портные Робин Бобин Барабек
Храбрые какие Скушал сорок человек,
«Не боимся мы зверей - И корову, и быка,
Ни волков, ни медведей!» И кривого мясника,
А как вышли за калитку И телегу, и дугу,
Да увидели улитку - И метлу, и кочергу,
Испугалися, Скушал церковь, скушал дом,
Разбежалися! Скушал кузницу с кузнецом,
Вот они какие, А потом и говорит:
Храбрые портные! «У меня живот болит!»

3. Курица. 4. Дженни.
Курица – красавица у меня жила. Дженни туфлю потеряла,
Ах, какая умная курица была! Долго плакала, искала.
Шила мне кафтаны, шила сапоги, Мельник туфельку нашел
Вкусные, румяные пекла мне пироги. И на мельнице смолол.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споет.

5. Котауси и Мауси.
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси!
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси.

Заключительное слово ведущего

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравилось?

* Еще много раз вы встретитесь с произведениями К.И.Чуковского. Вы можете почитать его стихи, сказки «Приключения Бибигона», «Айболит» в прозе, где есть удивительное животное Тянитолкай (показ картинки и этих книг)

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

  1. Вступительное слово учителя.
  2. I тур – «Вспомни сказку».
  3. II тур - « Кто есть кто».
  4. III тур. «Конкурс знатоков».
  5. Вопросы болельщикам.
  6. IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
  7. V тур. «Отгадай загадку»
  8. VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
  9. Игра со зрителями.
  10. Театрализация сказок.
  11. Подведение итогов и награждение победителей.

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г. , если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».

Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

I тур. «Вспомни сказку».

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
«Айболит»

Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан )
«Тараканище»

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр )
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )
«Путаница»

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей )
«Бармалей»

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара )
«Муха – Цокотуха»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно ).
«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону )
«Телефон»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу ).
«Федорино горе»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей )
«Тараканище»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище ).
«Крокодил»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей )
«Бармалей»

II тур. «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор )
Бармалей - (разбойник )
Федора - (бабушка )
Каракула - (акула )
Мойдодыр - (умывальник )
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики )
Цокотуха - (муха )
Барабек - (обжора )
Рыжий, усатый великан - (таракан )

III тур. «Конкурс знатоков».

Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.
  2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
  3. Имя мухи – именинницы.
  4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
  5. Умывальников начальник и мочалок командир.
  6. Кто вернул краденое солнце?
  7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
  8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

По вертикали :

  1. Первая сказка Чуковского.

Вопросы болельщикам. (пока команды заполняют кроссворд).

Аукцион.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
  2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
  3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
  4. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
  5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )
  6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )
  7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад , Газели – карусели, Мартышки – книжки , Крокодил – калоши )
  8. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )
  9. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
  10. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил» )

Проверка кроссворда.

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  • Телефон (У меня зазвонил телефон )
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
  • Мыло (Вот и мыло подскочило )
  • Блюдце (А за ними блюдца )
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош )
  • Термометр (И ставит им градусник )
  • Сито (Скачет сито по полям )
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
  • Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку )
  • Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником )
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил )

V тур. «Отгадай загадку»

(Обращение к портрету )
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети )

Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)

Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)

Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)

Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)

Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)

Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд )

Зубастая загадка .
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)

VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКЛ

КРКДЛ

БРБК

ГПППТМ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Барабек, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Гиппопотам )

Игра со зрителями (пока команды работают )

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского.

Инсценирование сказок.

Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К. И. Чуковского. В старших классах вы познакомитесь с Чуковским-переводчиком. Он перевёл с английского «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки – Тикки – Тави» и другие книги.

Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

Игра путешествие по произведениям К. И. Чуковского - страница №1/1

К.И.Чуковский

(1882-1969)

Игра путешествие по произведениям К.И.Чуковского.

Оборудование:

1.Портрет К.И.Чуковского, фотографии.

2.Книжная выставка, эпиграф «Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до луны» (С.Образцов).
Ход мероприятия.

(Звучит музыка « Доктор Айболит и обезьяны»)

Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить день рождения одного веселого и жизнерадостного человека, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Даже родился он

1 апреля, который считается днем шуток, веселья и смеха. Было это в 1882 году. Так, что если бы писатель был бы жив, ему исполнилось бы сейчас 120 лет. Сегодня пойдет речь о Корнее Ивановиче

Чуковском! Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт- Петербурге. По профессии он был литературный критик, свою профессию очень любил, и если бы ему сказали, что он будет знаменит как

Детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло.

Заболел его маленький сынишка в г.Хельсенки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде.

Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик перестал капризничать, слушал, не открываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва

Проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей: Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А не чистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!

С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза – такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, К.И.Чуковский – литературный псевдоним. А знает ли кто-нибудь из вас настоящее имя писателя? (Николай Васильевич Корнечуйков).

«А-а- а- а, Чуковский! –сказали некоторые из вас в начале нашей встречи. – О нем с детства все и все знают». Вот сегодня мы проверим, действительно ли всё. Я приглашаю вас в путешествие.

Станция 1. Вокзальная

На каждом вокзале есть билетная касса. В нашем путешествии участвует тот, кто назовет произведение Чуковского. За каждый правильный ответ дается билет(жетон). И так, отправляемся в путь!

Станция 2. Загадкино.

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал но, - где бы я не был: в трамвае, в очереди, - я сочинял загадки для детей».


1 .Был белый дом, 2. Паровоз

Чудесный дом, Без колес!

И что-то застучало в нем. Вот так чудо- паровоз!

И он разбился, и оттуда Не с ума ли он сошел -

Живое выбежало чудо, - Прямо по морю пошел! (Пароход).

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок).

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня! (Крапива)


4. Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы).

5. Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг заржала,

Заржала – побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (Грузовик).

6. Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная. (Коньки и лед).

7. Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало).

8. Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня вы сапогами,

А завтра во двор унесете меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер).

9. Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобиль).

10. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце припечет-

Заплачет она и умрет. (Сосулька).

11. Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей(Расческа).

12. На малину налетели,

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке,

С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало).

13. Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы,

И больше со мной ни когда не встречались бы,

Потому что – скажу вам, не хвастая,-

Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила).

14. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну.(Иголка).

15.Вот иголки и булавки

Выползают из под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.(Ёж).


Станция 3. Рифмочка (доскажи слово)

1 .В огороде на грядке

Вырастают…(шоколадки; «Чудо-дерево»)

2. У тебя на шее вакса,

У тебя под носом…(клякса; «Мойдодыр»)

3 .Пошла муха на базар

И купила…(самовар; «Муха –Цокотуха»)

4. Робин Бобин Барабек

Скушал сорок…(человек; «Барабек»)

5. Ехали медведи

На…(велосипеде; «Тараканище»)

6. И стояли у ворот

Скрюченные елки,

Там гуляли без забот

Скрюченные…(волки; «Жил на свете человек»)

7. И снова медведь: -О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского…(ежа; «телефон»)

8. Загляни-ка ты в кадушку –

И увидишь там…(лягушку; «Федорино горе»)

9. Прибегали лягушата,

Поливали из…(ушата; «Путаница»)

10. Милая девочка Лялечка!

С куклой гуляла она

И на Таврической улице

Вдруг увидала…(слона)

Станция 4. Героическая

В сказках К.И.Чуковского огромное количество героев. Вспомним некоторых из них.

1. Добрый доктор, лечивший зверей и птиц.(Айболит).

2. Славная собака из сказочной повести «Доктор Айболит».(Авва).

3. Толстокожее животное, которое провалилось в болото.(Бегемот)

4. Злая сестра Айболита.(Варвара)

5. Удалец, проглотивший злодея в сказке «Тараканище».

6. Обезьяна, пугавшая детей акулой Каракулой в стихотворении «Бармалей»(Горилла).

7. Смельчак, одолевший Паука в стихотворении «Муха – Цокотуха»(Комар).

8. Утка доктора Айболита(Кика).

9. Страшный великан, которого проглотил удалой Воробей (Таракан).

10. Бабушка, от которой сбежала посуда (Федора).

Станция 5. Путаница

Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворения правильно.

  1. «Арболит» (Айболит)

  2. «Гадость» (Радость)

  3. «Кармалей» (Бармалей)

  4. «Крашеное солнце» (Краденое солнце)

  5. «Нофелет» (Телефон)

  6. «Пил на свете человек» (Жил на свете человек)

  7. «Пуганица» (Путаница)

  8. «Ужики смеются» (Ёжики смеются)

  9. «Худо –дерево» (Чудо – дерево)

Станция 6. Кроссвордная

Заключительное слово ведущего.

Вот и закончилось наше путешествие. Еще много раз вы встретитесь с произведениями

К.И.Чуковского, а сейчас мы подведем итоги.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»


Использованная литература:

  1. «Библиотека в школе» №01 (85)-2003г.

Праздник здоровья, чистоты.

(театрализованная игровая программа).
Действующие лица: ведущий, Чистота, Грязь, Ёжик, Волк, Медведь, Заяц.
В:

Хорошие книжки писал дед Корней,
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

Сказки дедушки Корнея

Корней Иванович Чуковский
(31 марта 1882 - 28 октября 1969)

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал:
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
В.Д. Берестов

СТРАНИЧКА БИОГРАФИИ

Родился Корней Иванович Чуковский в Петербурге в 1882 году. Вскоре его семья переехала в Одессу. В этом городе он пошёл учиться в гимназию, но из пятого класса мальчика исключили из-за «низкого происхождения». Непростые тогда были времена.
Чуковский перепробовал немало профессий и, наконец, в 1901 году начал работать в «Одесских новостях». Через два года газета направила молодого корреспондента в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и всё свободное время проводил в библиотеках. Вернувшись на родину, Чуковский стал издавать сатирический журнал, занимался переводами с английского, сотрудничал в разных солидных журналах.
Чуковский был серьёзным литературным критиком и вовсе не собирался становиться детским поэтом. Свои первые произведения для детей он сочинил совершенно случайно. Как же так вышло? Однажды заболел маленький сын Чуковского. Корней Иванович вёз его домой в вечернем поезде и, желая хоть немного облегчить страдания малыша, стал на ходу сочинять и рассказывать ему сказку про Крокодила Крокодиловича. А знаменитый «Мойдодыр» появился оттого, что маленькая дочка писателя вдруг заупрямилась и не захотела умываться.
В книжках Корнея Ивановича Чуковского происходят необыкновенные чудеса. Даже малыши, ещё не умеющие читать, знакомы с Мухой-Цокотухой, добрым доктором Айболитом, Крокодилом, проглотившим солнце, неряшливой Федорой, от которой сбежала вся посуда, смельчаком Бибигоном.
А ведь Корней Иванович писал не только стихи и сказки. Чуковский пересказал для детей древнегреческие легенды про героя Персея, Афину Палладу, Медузу Горгону, красавицу Андромеду, подарил переводы сказок Киплинга, «Тома Сойера», «Приключений барона Мюнхгаузена», «Робинзона Крузо».

Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.

Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.

3. Затрезвонил телефон,
Позвонил в квартиру слон.
А за ним заговорил
И зубастый крокодил

В жаркой Африке живёт,
То потянет, то толкнёт.
Айболита как-то раз
От разбойников он спас.

Кто как будто галку,
Проглотил мочалку?

Кто моет чисто
Даже трубочиста?

Покупала самовар,
А спасал её комар.

И зайчиха и волчица -
Все бегут к нему лечиться

1. В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.

4. Ох! Ох! Ох,ох,ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат; "Куда? Куда?"
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают -
Без хозяйки плохо жить.
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.

При создании данной страницы использованы следующие материалы:

Российская детская энциклопедия загадок. -Спб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Книжки, нотки и игрушки. - 2004. - № 11. - с. 24-25
Веселые уроки. - 2000. - № 3
Отчего и почему. - 2003. - № 1;
Отчего и почему. - 2005. - № 2.

Чуковского сказки все родом из детства...

Повезло нам, что сейчас
Айболит гостит у нас.
Захотел он поиграть,
И вопросы вам задать!

ЗАГАДКИ. ИГРЫ. ГОЛОВОЛОМКИ

1. ЗАГАДКИ

Прочитайте загадки и найдите ответы на картинках

2. КАРТИНКА - ВОПРОС

Внимательно рассмотрите рисунок, при необходимости увеличьте изображение (кликните по картинке), определите, фрагменты каких сказок на ней изображены

4. В КАКИХ СКАЗКАХ И СТИХАХ К.И. ЧУКОВСКОГО
ВСТРЕЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ?

3. ПРОЧТИТЕ ФАМИЛИЮ ДЕТСКОГО ПОЭТА

Выберите ответы из предложенного ниже списка
(некоторые предметы встречаются сразу
в нескольких произведения)

1. Подушка - "Мойдодыр"
2. Воздушные шары - "Тараканище"
3. Самовар - "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр",
"Федорино горе"
4. Обувь - "Чудо-дерево"
5. Телефон - "Телефон"
6. Сабля игрушечная - "Крокодил"
7. Спички - "Путаница"
8. Градусник - "Айболит"
9. Утюг - "Федорино горе", "Мойдодыр."

1.Айболит. 2.Крокодил. 3.Мойдодыр. 4.Муха-Цокотуха. 5. Путаница. 6.Тараканище. 7.Телефон. 8.Федорино горе. 9.Чудо- дерево

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ВИКТОРИНЫ, МОЗАИКИ, ТЕСТЫ, КРОССВОРДЫ

1. "Доктор Айболит в Африке" : Скачать архив - 965 кб.

2. "Доктор Айболит и его звери" : Скачать архив - 768 кб.

3. "Крокодил с Кокошей и Тотошей": Скачать архив - 247 кб

6. "Путешествие в Африку на корабле" : Скачать архив - 763 кб.

7. "У меня зазвонил телефон..." : Скачать архив - 777 кб.

МОЗАИКИ

ВИКТОРИНЫ

1. "Сказки К.И. Чуковского" : красочная викторина (PowerPoint -2003) по нескольким произведениям. Размер архива 7,6 мб. Скачать игру

2. "Викторина Айболита" : флеш-викторина по сказке "Доктор Айболит" (ПРОЗА). Программа сама считает правильные ответы, показывает число набранных баллов и затраченное на игру время. Размер архива 2,3 мб. Скачать игру

3. "Айболит" : флеш-викторина по сказке "Айболит" (СТИХИ). Программа сама считает правильные ответы, показывает число набранных баллов и затраченное на игру время. Размер архива 2,2 мб. Скачать игру

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ

перепишите эти игры в свой компьютер и играйте с друзьями

КРОССВОРДЫ

1. "Сказки К.И. Чуковского" : флеш-кроссворд из 20 слов. Для игры необходим флеш-плеер не ниже 9 версии. Размер игры - 112 кб. Скачать кроссворд.

из опыта работы ГДБ г. Большой Камень

1."Загадки дедушки Корнея" : буклет для организации в библиотеке заочной викторины по сказкам К.И. Чуковского среди младших школьников. Буклет выполнен в графическом формате gif размером А4 на двух листах. Размер архива 344 кб. Скачать буклет

2. Сценарий детского утренника "Сказки дедушки Корнея" для младших школьников. Word. Размер документа - 612 кб . Скачать сценарий

(кликните по рисунку, чтобы увеличить изображение)

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ОТВЕТЫ

ЗАДАНИЕ 4.

ЗАДАНИЕ 2.

1. Айболит
2. Бармалей
3. Краденое солнце
4. Мойдодыр
5. Муха-Цокотуха
6.Тараканище
7. Телефон
8. Федорино горе
9. Чудо-дерево

ЗАДАНИЕ 3.

Чуковский

5. ОТГАДАЙТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

2. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Выручил он из болота

ЗАДАНИЕ 5.

1). Муха-Цокотуха. 2). Айболит. 3) Телефон.
4). Федорино горе.

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали.
От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали -
Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней -
Сказочник, критик, поэт, чародей.


ИГРАТЬ (дождитесь загрузки игры на сервисе)

У НАС В БИБЛИОТЕКЕ

К юбилею Корнея Ивановича Чуковского в Городской детской библиотеке прошло увлекательное «Путешествие в Чукоккалу» по книжной стране замечательного детского сказочника и знатока детских душ. Ребята вместе с библиотекарем вспоминали произведения писателя и ставили их на выставку. Школьники с азартом отвечали на вопросы компьютерной викторины «Загадки от дедушки Корнея» и разгадывали кроссворд «Дополни словечко и отгадай ключевое слово». А затем в гости пришел почтальон Печкин и принес посылку с перепутанными вещами, и ребята подсказали почтальону, какие предметы кому принадлежат.
Сказки и стихи К.И. Чуковского никогда не выйдут из круга детского чтения, потому что в них заключено всё то, что так нужно детям - доброта, юмор, игра и лёгкость, и веселое мероприятие еще раз это подтвердило. *********************************************************************************************************************************************************************************************************