Политические и правовые идеи XX века. Георгий Мирский. "Песни тридцатых годов" Термин «правящая элита» ввел

Спенсер полагал, что общество существует для

+: блага всех его членов

-: индустриального развития

-: обеспечения контроля высших слоев над низшими

-: мобилизации ресурсов на благо государства.

Г. Спенсер придерживался идей:

+: индивидуализма

-: протекционизма

-: этатизма

-: расизма

Лучшей формой правления Ф. Ницше считал

-: монархию

+: аристократию

-: демократию

-: тиранию.

L1: Г. Спенсер

L2: Л. Гумплович

L3: Л. Блан

L4: Р. Иеринг

R1: Англия

R2: Австро-Венгрия

R3: Франция

R4: Германия

«Юриспруденцией интересов» называется доктрина

+: Р. Иеринга

-: Л. Гумпловича

-: Дж. Остина

-: Г. Спенсера

Право, развивалось в ожесточенной борьбе классов, по мнению

+: Р. Иеринга

-: Б. Чичерина

-: Дж. Остина

-: Г. Спенсера

По Б. Чичерину наибольшее зло в России исходит от

-: императора

-: революционеров

+: бюрократии

L1: Чаадаев

L2: Гегель

L3: Вольтер

L4: Прудон

R1: Философические письма

R2: Философия права

R3: Философские письма

R4: Философия нищеты

По Ф. Ницше «волей к смерти» обладают

-: правящие слои

+: низшие слои

L2: Гегель

L4: Иеринг

R1: Нищета философии

R2: Философия права

R3: Так говорил Заратустра

R4: Борьба за право

Российские либералы 1860-70–х гг. были сторонниками созыва **** Собора

+: Земского

Основоположником российского либерализма считается

+: П. Чаадаев

-: Б. Чичерин

-: К. Победоносцев

-: Н. Карамзин

Последовательность деятельности лидеров общественного движения и мысли в России

1: западники

2: Н. Чернышевский

3: «Народная воля»

4: марксисты

Основателем русского марксизма является

-: М. Бакунин

-: П. Лавров

+: Г. Плеханов

-: В. Ульянов (Ленин)

Сторонником построения социализма на базе крестьянской общины был ***

+: А. Герцен

Политические идеи Н. Чернышевского изложены в труде

+: Что делать?

-: Кто виноват?

-: Былое и думы

-: Города и годы

Образцом для мастерской Веры Павловны Н. Чернышевского были идеи

+: Ш. Фурье

-: Р. Оуэна

-: К. Маркса

-: А. Сен-Симона

Издателем «Колокола» был

+: А. Герцен

-: В. Белинский

-: Н. Добролюбов

-: П. Лавров

Последовательность появления политико-правовых теорий в Западной Европе в 19в.

1: революционно-утопический коммунизм

2: марксизм

3: анархизм

4: демократический социализм

Классический марксизм рассматривает государство и право как

-: основные общественные институты

+: надстройку

-: два антагонистических явления.

Соответствие между политической теорией и временем ее зарождения

L1: марксизм

L2: утопический социализм

L3: либерализм

L4: ленинизм

По Марксу вместо буржуазного общества появится ассоциация, где свободное развитие всех станет условием свободное развития ***

+: каждого

Коммунизм, по учению марксизма, предполагает реализацию принципа: «От каждого по способностям каждому по ***».

Потребностям

Социализм, по учению марксизма, предполагает реализацию принципа: «От каждого по способностям каждому по ***».

Последовательность, по учению марксизма, появления общественно-экономических формаций

1: первобытно-общинная

2: рабовладельческая:

3: феодальная

4: буржуазная

5: коммунистическая

Соответствие между основными слоями общества и общественно-экономической формацией

L1: первобытно-общинная

L2: рабовладельческая

L3: феодальная

L4: буржуазная

R1: пастухи, земледельцы

R2: рабы, рабовладельцы

R3: крестьяне, помещики

R4: рабочие, капиталисты

Основной труд марксизма называется «Манифест *** партии»

+: коммунистической

Соответствие между политической теорией и ее автором

L1: коммунизм

L2: меньшевизм

L3: анархизм

L4: большевизм

R3: Кропоткин

Соответствие между понятием в учении марксизма и его определением

L2: Надстройка

L3: Пролетарская революция

L4: Диктатура пролетариата

R1: совокупность производственных отношений

R2: совокупность таких явлений, как государство, право, мораль

R3: насильственное ниспровержение буржуазии

R4: сосредоточение всей государственной и политической власти в руках пролетариата

Государство переходного периода между капитализмом и коммунизмом Маркс назвал государством

+: диктатуры пролетариаты

-: общенародным

-: социалистическим

-: демократическим

Соответствие между названием документа и программой изложенной в нем

L1: «Манифест коммунистической партии»

L2: «Манифест плебеев»

L3: «Манифест о вольности дворянской»

R1: программа действий пролетариата в ходе революционного переустройства общества

R2: программа коммунистического преобразования Франции

R3: оформление привиллегий российской элиты

R4: начало буржуазного конституционализма в России

Соответствие между деятелем и направлением общественной мысли

L1: К. Победоносцев

L2: Б. Чичерин

L3: П. Кропоткин

L4: П. Лавров

R1: консервативно-охранительное

R2: либерализм

R3: анархизм

R4: народничество

Из достижений современной ему западной цивилизации К. Победоносцев выступал за использование только

+: заводов

-: конституции

-: всеобщего избирательного права

+: П. Струве

-: В. Ленин

-: В.Засулич

-: Г. Плеханов

«Антимарксом» в западной традиции именуют

+: М. Вебера

-: Ф. Ницше

-: О. Гирке

-: Х. Чемберлена,

Политические и правовые учения в современном мире (ХХ в.)

Сборник произведений русской интеллигенции, оценивавший события революции 1905-1907 гг., называется

-: «Из глубин»

-: «От марксизма к идеализму»

-: «Истоки и смысл русского коммунизма».

+: Н. Бердяев

+: Б. Кистяковский

-: М. Горький

-: Г. Плеханов

Учение об усилении классовой борьбы по мере построения социализма разработал

+: И. Сталин

-: В. Ленин

-: Н. Бухарин

-: Л. Троцкий

Учение о перманентной революции разработал

-: И. Сталин

-: В. Ленин

-: Н. Бухарин

+: Л. Троцкий

Коммунистическую партию с орденом крестоносцев сравнил

+: И. Сталин

-: В. Ленин

-: Н. Бухарин

-: П. Сорокин

Соответствие между теоретиком и советской правовой концепцией

L1: право – как орудие диктатуры пролетариата

L2: право – порядок общественных отношений

L3: меновая концепция права

L4: психологическая концепция классового права

R1: Д. Курский

R2: П. Стучка

R3: Е. Пашуканис

R4: М. Рейснер

Аш-Шура, по М. Абдо, является синонимом

+: демократизма

-: деспотии

-: олигархии

-: тоталитаризма

Дж. Афгани в качестве основного фактора единства называл ***

+: религию

Последнюю серьезную попытку разработки теории халифата предпринял

-: Дж. Афгани

-: А. Разек

Во вторичные правила, по Харту, не входят:

-: правила признания

-: правила изменения

+: правила вероучения

-: правила вынесения судебных решений.

Политико-правовой доктриной Л. Дюги является

-: аналитическая теория права

-: позитивистский нормализм

+: солидаризм

-: социологическая юриспруденция.

В тройственную систему нацистской политической общности не входило:

-: государство

-: движение

В число «первичных благ» по Дж. Роулсу не входят:

-: свобода

-: равные возможности

+: всеобщее образование

-: определенный уровень материального достатка.

Ж. Маритен участвовал в разработке документа, принятого ООН в 1948 году, под названием « Всеобщая **** прав человека»

+: декларация

Последовательность в хронологическом появление порядке политических движений в 20 в.

1: коммунизм

3: национал-социализм

L1: Кельзен

L2: Маритен

R1: «Чистое учение о праве»

R2: «Права человека и естественный закон».

R3: «Курс конституционного права»

R4: «Основы социологии права»

Соответствие между определением права и его автором

L1: совокупность психических переживаний долга и обязанностей

L2: высокоспециализированная форма социального контроля

L3: совокупность правовых норм, иерархия норм

L4: общественное явление, всеобщий регулятор поведения людей

R1: Л. Петражицкий

R2: Р. Паунд

R3: Г. Кельзен

R4: Ж. Маритен

Соответствие между разработанной теорией права и мыслителем

L1: психологическая

L2: социологическая

L3: нормативная

L4: неотомистская

R1: Л. Петражицкий

R2: Е. Эрлих

R3: Г. Кельзен

R4: Ж. Маритен

Соответствие между учением и теоретиком

L1: И. Сталин

L2: А. Гитлер

L3: Б. Муссолини

L4: Мао Цзедун

R1: советский марксизм–ленинизм

R2: национал-социализм

+: П. Сорокин

-: Е. Эрлих

-: Н. Бердяев

-: П. Струве

Элементами концепции Л. Дюги являются (два правильных ответа)

+: институционализм

+: синдикализм

-: клерикализм

-: монархизм

Соответствие между мыслителем и государством в котором он жил и работал

L1: Г. Моска

L2: П. Сорокин

L3: Л. Дюги

L4: Р. Паунд

R1: Италия

R2: Россия

R3: Франция

Представителями теории естественного права в 20 в. являются (два правильных ответа)

+: Ж. Маритен

-: П. Бурдье

Термин «правящая элита» ввел

+: В. Парето

-: Г. Моска

-: М. Вебер

В число правил поведения по П. Сорокину не входят

-: дозволенные

+: предопределенные

«Тысячелетний рейх» просуществовал **** лет

В соответствии с теорией нацизма фюрер является лидером

+: харизматическим

-: традиционным

-: бюрократическим

-: демократическим

Фюрер персонифицрует *** народа

«Ты –ничто, твой народ – все» является принципом

+: нацизма

-: коммунизма

-: солидаризма

-: синдикализма

В число сторонников концепции солидаризма в праве не входит

-: Э. Дюркгейм

Под правом в действии Р. Паунд понимает (2 правильных ответа)

+: правопорядок

+: совокупность предписаний

-: систему исполнения наказаний

-: философию права

Л. Петражицкий помимо официального права различает (2 правильных ответа)

+: книжное право

+: договорное право

-: право сильного

-: право толпы

Право – есть разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях, согласно

+: Л. Фуллеру

-: Г. Кельзену

-: П. Сорокину

-: Ж. Маритену

Термин «политический класс» ввел

-: В. Парето

+: Г. Моска

-: М. Вебер

В число видов капитала по П. Бурдье не входит

-: экономический

-: символический

-: политический

+: религиозный

1Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВО «РГУП».

2Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВО «РГУП»

3Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВО «РГУП»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Наряду с "фюрер-принципом" категория "народ", подвергнутая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: "Ты - ничто, твой народ- все!"

Своей собственной логически цельной теоретико-правовой системы германский фашизм не создал. Термин "право", конечно употреблялся. Но в качественно ином, нежели ранее, смысле. Антиюридизм нацистских правоведов выражал себя по-всякому. В частности, через отрицание ими "нормативной юриспруденции", правового позитивизма как учения сугубо формалистического, наднационального, игнорирующего "материальные" слагаемые права: "справедливость", "народность" и др. Под сурдинку неприятия правового позитивизма вообще отвергались понятия "личность", "субъект права", "правовое достояние", "интерес", "правомерность", "правоспособность". Субъективное право в новую эпоху (т. е. при нацистском режиме) объявляется вообще несуществующим. Его нет, поскольку немцы, "народные товарищи", имеют лишь обязанности, которые во сто крат важнее каких-либо правомочий.

На базе такого нигилизма ничего сколько-нибудь стоящего, конструктивного в области науки права сделать нельзя. Оттого и набор высказываний нацистских деятелей о праве почти целиком состоит из пустых формул и банальностей, чей юридико-содержательный смысл почти невозможно уловить. Немногое можно узнать о своеобразии правопонимания тех, например, кто усматривает сущность и задачи права в согласии чувств и воли всех "товарищей по праву", кто квалифицирует право в качестве внешней оболочки, способной иметь какое угодно внутреннее наполнение, кто оценивает римское право как холодное и индивидуалистическое и кто фактически не идет дальше приведенных и аналогичных им нелепостей.

В чем же все-таки заключается специфика национал-социалистического правопонимания? Признание правообразующим фактором, почвой права расы, национального духа. Заявление, что нет никакого индивидуального, принадлежащего личности "прирожденного права", а существует лишь народно-расовое, детерминируемое расой право. "Право есть то, что арийцы определяют как "право"". Измышление зависимости природы права от биологической материи особого рода (расы), от воли людей ("арийцев"), скроенных из подобной материи, понадобилось "для научного" обоснования концепции "особого права", расхожей среди нацистских правоведов. Их рассуждения на эту тему, быть может, как никакие другие обнаруживают катастрофический (и страшный по своим практическим последствиям) разрыв нацистской юриспруденции с основополагающими началами права, в частности с таким исходным, как правовое равенство, равенство всех перед законом.

Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы противостоять ему и одерживать над ним верх.

8. Возрожденное естественное право

В XX в. новый подход к теме естественного и искусственного права был развит неокантианцами (Р. Штаммлер и др.), которые абсолютным естественным правом объявили начало справедливости. Это начало стало восприниматься источником и масштабом в оценке исторического движения права к недостижимому идеалу. Толкование права, таким образом, стало включать в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества. Так возникла концепция естественного права с исторически меняющимся содержанием.

Современный английский правовед Лон Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства ее достижения. В этом смысле каждая норма права субстанциональна (имеет сущностное содержание, несет значение должного, и таким образом, является ценностью). Одновременно с этим каждая норма инструментальна; в этом своем измерении она определяет средства для достижения цели. Ценностно нагруженной, с учетом сказанного, является и вся правовая система. Проясняя свою позицию, Фуллер вводит различение права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного).

Имплицитное право- это обычаи и сходные типы нормативного упорядочивания человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования. Сделанное право- это внешне выраженные точные правила, заключенные в нормах и требованиях договора, статута и др. И эксплицитное, и имплицитное право суть целеполо-женное право, поскольку совмещают и сущее и должное. В отличие от позитивизма, объявляющего правом практически любой приказ суверенной власти, и в отличие от нормативизма с его иерархией норм и вершинной нормой, и от социологии с ее восприятием нормы права как предсказания возможного поведения суда Фуллер делает акцент на целеполагании в праве, на средствах его реализации, которые также заложены в праве, что придает праву и всей правовой системе свойство ценностной системы. Наиболее общая цель в праве как системе - направлять и контролировать человеческую деятельность. Но есть также и более конкретные цели, которые Фуллер именует процессуальными (процедурными) целями: в договорном праве они одни, в судоговорении несколько другие. Все разновидности "сделанного" права должны отвечать следующим требования быть оправданными, иметь общий характер своих требований, не иметь обратной силы, быть ясными и свободными от противоречий, а также достаточно устойчивыми, не требовать невозможного. Их применение должно находиться в соответствии с целями и средствами, заложенными в данной норме.

Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер, в то время как для теории "чистого" права и "чисто юридической" трактовки событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несущественной.

Свою преемственную связь с естественно-правовой традицией древних авторов Фуллер фиксирует в тезисе о том, что право есть разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и неправо.

Несколько иную характеристику моральности в праве дает Рональд Дворкин, автор "Если о правах говорить серьезно" (1972). Позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права и образуют, по его мнению, те принципы и критерии, которые должны браться в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, главным и определяющим принципом является право на равенство, по-другому "право на равное уважение и обращение".

В 50-х гг. Артур Кауфман (Естественное право и историчность. 1957) выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул в этой связи, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Вместе с тем он соглашался с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержание которого включаются некоторые неюридические факторы, действующие "здесь и теперь".

В 70-х гг. Каумфман откажется от этих позиций и объявит о "бесплодности естественно-правовых учений". В этот период он высоко ценит критико-аналитические возможности в осмыслении действующего права, которые демонстрирует, по его мнению, юридическая герменевтика - своеобразная философия юридического языка в его практическом применении. Полем действия герменевтики он считает в первую очередь деятельность судьи как рупора действительного, а не книжного только права. Судья так или иначе обязан проводить сопоставление языковых выражений правовой нормы и юридического содержания конфликта, который норма призвана регулировать. Таким образом, онтологическая основа естественного права перенесена Кауфманом из области "закономерностей бытия" в область "языкового выражения бытия" и речь ведется о видоизмененном естественном праве - герменевтическом (по происхождению и толкованию) естественном праве. Другими словами, закон и здесь не считается вполне достаточным для извлечения правила в процессе выработки судебного решения, и только судья в состоянии должным образом учесть содержание и смысл конкретной конфликтной ситуации и принять во внимание, насколько закон соответствует положению вещей в данное время и в данном месте.

В последней трети XX в. с новыми перетолкованиями естественно-правовой традиции выступили Дж. Роулс (Теория справедливости. 1972) и Дж. Финнис (Естественный закон и естественное право. 1980).

Концепция Дж. Фивнмса построена на перетолковании идей Августина, в частности идеи телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает, оценивает и обеспечивает с помощью разума.

9. Интегративная юриспруденция

На рубеже XIX-XX вв. социологическая философско-нравственная критика позитивистского догматического правоведения нашла разрешение на абстрактном, чисто теоретическом уровне в стремлении выработать синтетическую теорию права (А. С. Ященко, П. Г. Виноградов и др.). Еще в работах Чичерина было показано, что история, догма и политика права суть три одинаково необходимые направления в правоведении и государствоведении. Новое подтверждение этому было сделано в фундаментальном труде А. С. Ященко "Теория федерализма. Опыт синтетической теории государства" (Юрьев, 1912), где наряду с оригинальной трактовкой конфедеративных и федеративных политических союзов с их полиархическим и дуалистическим началами проведена мысль о том, что синтетическая природа юридических (и политических) явлений особенно ярко выступает именно в федеральных политических организациях. Давние споры о том, кого считать суверенной властью в федерации- центральную власть или федерировавшиеся штаты,- выглядят не вполне корректно, поскольку суверенитет следует считать атрибутом совместной властной деятельности федерации и штатов, той деятельности, которая предстает в виде некой "синтетической неразрывности". Существо федерализма Ященко усматривал в некотором "равновесии федеральной и местной властей, при котором федерированные части сохраняют особое, своеобразное самостоятельное участие в правительственной организации общефедерального суверенитета".

Право как социальное явление и как часть социального опыта представляет столь важный элемент социального бытия, писал П. Г. Виноградов (1854-1925), что в этом своем качестве оно выполняет не менее важные социальные функции, чем, скажем, устройство государства или способ разделения власти в государстве. Свой подход к изучению права он называл синтетическим, противопоставляя его и обособляя от аналитического метода Дж. Остина и его последователей. Опасности аналитического метода связаны с тем, что абстрактные понятия и термины часто воспринимаются юристами-аналитиками таким образом, как, будто вопрос об этих терминах и их формальных классификациях составляет существо всей юриспруденции. В конечном итоге создается особый "мир понятий", в котором происходят постоянные обновления, критика, защита и разрушение абстрактных конструкций. В свое время Р. Иеринг высмеял эти "понятийные райские кущи". Ранние позитивисты в лице Конта и Спенсера прокламировали приход социологической науки, которой предстоит завершить круг естественных наук и увенчать собой усилия человеческого познания. Современные же мыслители, по мнению Виноградова, не столь оптимистичны и выставляют множество оговорок и ограничений.

Традиционная естественно-правовая теория мало интересовалась разработкой основных юридических понятий, которые на самом деле должны составлять исходную базу всякой юридической теории. Этот раздел наилучшим образом разработан, по мнению Холла, в кельзеновском нормативизме. С учетом новой роли ценностного начала в правоведении интегративную юриспруденцию можно назвать также правовой аксиологией. Ценности в праве- это то, что в норме права, подобно наставнику, "формирует психические состояния и внешнее поведение". Исключительно плодотворными в этом плане являются, по его оценке, определения права как этической в своем существе категории, данные в свое время Платоном и Аристотелем.

Сегодня сложилась такая ситуация, когда право во все большей степени воспринимается с позиций политического или нравственного прагматизма. В этой обстановке особая роль в деле обновления и интеграции выпадает на долю исторического правоведения.

10. Теории элит, бюрократии и технократии

Во второй половине XIX вв. связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848-1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моска (1858-1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.)

Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего итальянского правоведа Г. Моски "Теория правления и парламентское правление" (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был представлен затем в его работе "Основы политической науки" (2 тома, 1886,1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его "Трактате общей социологии" (1916), в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией.

Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп- правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит "ничтожное меньшинство" в виде "политического класса" (Г. Моска) или "правящей элиты" (В. Парето).

Согласно разъяснениям Моски, "во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т. е. организованным, меньшинством". Это меньшинство Моска, по всей видимости, не без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим классом, правящим классом.

Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя,- высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы - правящую и не правящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой.

Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если мы станем присваивать тому, кто превосходнейшим образом делает свое дело, индекс 10, а самому нерадивому 1 и поставим ноль полному неумельцу, то подобное разделение получит свою логику и оправдание. Область индексируемой деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который обманул многих и еще не попал под карающий меч правосудия, тоже следует поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам, основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно влияет на правительственную политику. Остальные образуют не правящую элиту. Понятное дело, что известный шахматист или писатель-властитель дум также входят в элиту.

Вклад Моски и Парето в современную политическую теорию связан главным образом с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой ее форме. Следующим этапом разработки подобной методологии стала концепция "железного закона олигархии" Роберта Михельса (1876-1936), возникшая, как и элитарная теория, в полемике с марксизмом. По собственному обобщению Михельса, "формула необходимости смены одного господствующего слоя другим и производный от нее закон олигархии как необходимой формы существования коллективной жизни ни в коем случае не отбрасывает и не заменяет материалистическое понимание истории, но лишь дополняет его. Не существует никакого противоречия между учением, согласно которому история- это процесс непрерывной классовой борьбы, и тем учением, по которому классовая борьба приводит к созданию новой олигархии".

Сама олигархия объяснялась Михельсом порождением потребностей психологии масс и психологии организации, а также отчасти особенностями самих организаций, которые подвержены особым "законам структур организаций". Эта концепция, воспроизводившая на материале организаций политических партий паретовский принцип правления меньшинства, была изложена в работе "Социология партийных организаций в современной демократии" (Вена, 1911). Одной из самых шокирующих констатации автора стало наблюдение о несовместимости начал современных бюрократических организаций и демократии: "Кто говорит об организации, говорит о тенденции к олигархии... По мере развития организации демократия приходит в упадок". В условиях сложного взаимодействия технических свойств политической организации с психическими свойствами организованых масс и их политических лидеров происходит постепенный переход от "спонтанного лидерства" к "олигархическому руководству" через стадии "профессионализированного" и "стабилизированного" лидерства. Основное применение эта концепция нашла при объяснении причин упадка демократии и "создания нового политическогоо мышления" в духе теории фашизма, а также в современной социологии лидерства, партийных организаций и бюрократии.

К элитаристскому и олигархическому истолкованию современных политических институтов и процессов примыкает еще одна концепция природы политики и политической власти, которая чаще всего именуется групповым подходом к изучению политики, а также теорией "групп давления", "заинтересованных групп" и т. д., которые в известной мере расширяют и дополняют институциональные рамки "классового подхода" и "элитарного подхода".

Все феномены государственного управления можно представить как феномены (и результаты) воздействия "групп, давящих друг на друга, формирующих друг друга и выделяющих новые группы и групповые представления (органы или агентства правительственной власти) для посредничества в обеспечении общественного согласия". Различия в политических режимах отныне можно стало представить и как различия в типах групповой деятельности или в технике группового давления. Деспотизм и демократия- всего лишь различные способы представительства интересов. Новую конфигурацию получила характеристика реального функционирования системы "разделенных властей".

Бентли не отрицал достоинств Марксова анализа роли классов в политике, но относил классы к группам с "множественными интересами", склонным к стабильному существованию и не имеющим в силу этого большого значения при динамическом восприятии и анализе политической властной деятельности, восприятии политики в динамике. Концепция "группового подхода" к политике стала важной методологической ориентацией в политической социологии и политической науке всего XX в., особенно в ее бихевиористской (поведенческой) школе политики (Г. Лассвел, Д. Трумэн, Г. Алмонд и др.).

В ряду новейших модификаций классических моделей и теоретических конструкций политической власти особое место занимает типология власти Макса Вебера (1864-1920). Вслед за Моской и Парето он усматривал главную особенность функционирования парламентской демократии в способах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократией. Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, государства и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории.

Исторически первой является власть патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований). Следующую разновидность образует власть харизматическая - она связана с наделением правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями, что особенно типично для случаев обожествления правителя, создания его "культа личности". Самой современной и самой перспективной является рационально-легитимная власть. Основным и главным элементом этой власти, ее несущей конструкцией является профессиональная бюрократия.

В основе технократических концепций властвования (от греч."техне" и "кратос"- власть ремесла, умения, мастерства) лежит очень давняя идея особой роли людей знания в делах властвования и управления.

Формирование современных концепций технократического руководства восходит к Ф. Бэкону, Кондорсе и Сен-Симону, которых вместе с некоторыми просветителями Века разума можно отнести к ранне технократическим утопическим мыслителям, пропагандистам особой роли научного знания. Приемы технократического руководства обществом весьма выразительно запечатлены в "Новой Атлантиде" Ф. Бэкона, где с большой симпатией повествуется о высокоавторитетном сословии ученых, которые совмещают свои научные занятия с участием в управлении островным государством.

Следующий подъем технократических умонастроений и ожиданий был связан с творчеством А. Сен-Симона. В "Письмах женевского обитателя к современникам" Сен-Симон заявил, что современная наука полезна именно тем, что она дает возможность предсказывать, и потому ученые стоят выше всех других людей и профессий. Вместе с промышленниками они составляют настоящий цвет общества, и если их лишиться, то нация в одно мгновение превратится в тело без души. Более всего полезны представители технических знаний- химики, физики, математики. Полезны и юристы, но их влияние составляет, по его оценке, всего 1/8 политического влияния в обществе.

В 20-30-х гг. текущего столетия в США в обстановке глубокой экономической депрессии приобрело известность движение технической интеллигенции, впервые назвавшее себя технократами. Наука, инженерное мышление и наличная технология, говорили технократы, располагают всем необходимым для осуществления вековой "американской мечты" об изобилии и процветании. Однако человеческий труд и машинная техника используются в рамках устарелого экономического устройства, что, собственно, и привело к депрессии. Лидер движения Г. Скотт, незадолго до этого малоизвестный инженер-энергетик, выступил с предложением создать крупную профессиональную организацию, которая объединила бы усилия ученых, педагогов, архитекторов, экспертов по санитарии, лесоводов, бухгалтеров и, наконец, инженеров с задачей рационализировать существующее промышленное производство.

Движение технократов просуществовало недолго. "Новый курс" Рузвельта с его программой централизованного дирижирования экономикой и внушительным набором антикризисных мероприятий быстро выдул ветер из парусов технократии.

Новый вариант технократических идей был выдвинут американским социологом Дж. Бернхемом в 1941 г. в книге "Революция менеджеров". Он заявил в ней, что технократия в лице управляющих (менеджеров, организаторов) стала социальной и политической реальностью в ряде крупнейших современных государств, таких как США, Германия и СССР. Таким образом, считал он, намечена тенденция к замене капитализма и социализма "обществом управляющих", в котором государственные функции станут функциями специально изобретенного менеджерами политического механизма.

Вместительной областью для всевозможных технократических проектов стала современная политическая и социальная прогностика. Так, американский социолог Б. Беквит предсказывает, что на последних стадиях политической эволюции (включая постсоциализм) демократия будет заменена правлением экспертов, точнее организациями экспертов. И это будет более эффективное правление, нежели правление при помощи избирателей и избранников народа, поскольку эксперты более талантливы, лучше образованы и более опытны в специальных вопросах (Правление экспертов. 1972). Д. Белл, автор книги "Наступление постиндустриального общества" (1973), считает, что это становящееся общество, как общество "с высокой научной организацией", будет придавать огромное значение технократическим элементам. Дж. Гэлбрейт, автор монографии "Новое индустриальное состояние" (1965) объявил, что научно-академический комплекс (правительственные, университетские и частные исследовательские учреждения) находится на службе общества, а не частных потребителей. Кроме того, власть в экономике, некогда основанная на владении землей и затем перешедшая к капиталу, в настоящее время имеет своим источником и держателем "тот сплав знаний и опыта, который представляет собой техноструктура" предприятий и учреждений, имеющая дело с современной интеллектуальной техникой (компьютеризированная техника, системный анализ, моделирование, операциональные исследования и т. д.).

Список использован н ой литературы

История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов Под ред. В.С. Нерсесянца. Москва НОРМА - ИНФРА М. 1998.

История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста М. Юридическая литература. 1997.

Шульженко Ф.П., Андрусяк Т.Г. История правовых и политических учений. - К.: Юринком Интер, 1999

История политических учений. Под ред. О.В. Мартышина. - М.: Юристь, 1996

Подобные документы

    Исторические предпосылки возникновения национал-социалистических идей в Германии в 1920-1930 гг. Политические факторы формирования национал-социализма. Политическая доктрина и расовая теория. Религиозная проблематика в идеологии национал-социализма.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2015

    Анализ теоретических положений и взглядов ученых, определяющих основные положения теории солидаризма. Характеристика политических и правовых взглядов П. Леру, Л. Бужуа, Л. Дюги, Т. Грина, Г. Гинса на теорию солидаризма. Социальное право Англии и России.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции. Формирование философского подхода к проблемам государства и права. Особенности учений Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. Политические и правовые учения в период эллинизма.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Рассмотрение понятия и типологии политических режимов. История появления тоталитаризма как феномена ХХ века, его научное обоснование, характерные черты. Особенности режимов национал-социализма и фашизма. Изучение признаков авторитарных форм власти.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    История возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Основные проблемы истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений.

    презентация , добавлен 05.10.2014

    История политических и правовых учений как учебная дисциплина. Направления политической мысли в период образования Московского царства. Государство и право в документах "Заговора во имя равенства". Политико-правовая идеология либерализма в России.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2009

    Оценка роли и значения Ахмада Цаликова в государственно-правовой политике всей нашей многонациональной структуры. Причины и направления популяризации его политико-правовых идей как части правовой культуры Осетии. Перевод идей в современных условиях.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2015

    Идея просвещённого абсолютизма. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. Политические взгляды М.М. Щербатова. Учение о государстве и праве Десницкого. Политические воззрения.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2002

    История политических учений. Характеристика политико-правовой мысли в различные периоды развития Древней Греции. Политическое и правовое учение Платона и Аристотеля. Наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве.

    реферат , добавлен 06.06.2011

    Социально-политические и политико-правовые аспекты реализации гражданских прав и свобод в России. Взгляд консерваторов. Классификация прав и свобод личности в воззрениях российских консерваторов в начале XX века. Основы либерально-правовой доктрины.

Одна из заповедей фашизма гласила: «Ты — ничто, а твой народ — все».
Но как же народ — все, если каждый из людей — ничто?

Друзья мои, россияне: нас оглупляют каждый день, лишая нас крупица за крупицей права на собственное мнение, права на наличие совести, права на человеческое достоинство. Из нас усиленно лепят «массы».

Гитлер любил называть людей «массой» и говорил: «Нечего рассчитывать на разум масс. Надо воздействовать на их простейшие чувства.» Вслед за подонком Гитлером пришли к власти другие подонки — теперь уже в России. Пришли к власти в «стране, победившей фашизм», но используют очень схожие технологии «обработки масс».

Эти подонки усиленно выблёвывают на «массы» свои грязные примитивные шаблоны: «во всем виноваты пиндосы», «гейропа загнивает», «укрофашисты распяли мальчика», «смерть хохлобандеровцам».

Помните текст клятвы из фильма «Обыкновенный фашизм»: «Я клянусь в верности Адольфу Гитлеру: ему лично, а также всем начальникам, которых он поставит надо мною. Клянусь безоговорочно выполнять любое их распоряжение.» Подумайте сами: люди клянутся уже даже не стране, не родине. Они клянутся лично фюреру, клянутся подчиняться любым начальникам. Меня лично пугает подобная слепая вера в начальника-бога. Не напоминает ли вам это что-то из нашей сегодняшней жизни? Люди по существу клянутся в том, что они перестанут быть людьми, что станут бездумными овощами, покорной массой. Они отказываются от права любого разумного человека критически мыслить, думать, обрабатывать информацию и делать собственные выводы.

Мы знаем, чем это однажды закончилось. Пожалуйста, никогда не клянитесь никаким правителям в любви и верности: иначе они когда-нибудь опять начнут у нас на глазах убивать наших детей, насиловать наших жен, жечь всех нас в газовых камерах.

Я понимаю, что страшно бороться против мощного кровавого лживого режима. Страшно, наверное, было и Ильдару Дадину, и Ивану Непомнящих, и многим другим достойным ребятам.

Страшно было и убитому преступным режимом Владу Колесникову, у которого, тем не менее, в 17 лет хватило мужества надеть футболку с украинским флагом и надписью «ВЕРНУТЬ КРЫМ». Хватило мужества ему и дальше отстаивать свою позицию против режима.

А знаете что самое интересное? Режим это не только те, кто там наверху из различных ОПГ и кооперативов. Режим это и учителя, травившие Влада. Режим это и дед-КГБшник Влада, сказавший ему: «Ты враг. И мне по *уй, если тебя убьют». Режим это и те из однокурсников Влада, которые избивали и оскорбляли его. Режим это и обычные менты, обещавшие не защищать Влада от насилия. Режим это многие другие — обычные граждане России.

А мы с Вами, получается, молчаливые пособники режима?!

Влад сделал свой выбор, несмотря на страх: «И наверное, у каждого человека, который встал против системы, был такой вопрос: „А стоило ли?“ Стоило ли терять близких нам людей, учебу, работу, все, что было дорого нам? И каждый раз как этот вопрос всплывает у меня в голове, я говорю себе — „Да“. Лучше уж потерять все, чем весь остаток жизни жить прогнувшись, жить как рабы».

Если вы не рабы, боритесь за ваши права, за ваших детей, за вашу совесть. Боритесь за право оставаться людьми! Боритесь за то, чтобы, как писал 17-летний Влад, «если выживем и победим, взглянуть на детей, на наших внуков и сказать себе «они свободны, потому что когда было страшно, я не боялся. Мир свободен, потому что я сражался за него».

У Влада, 17-летнего паренька, был уже родительский инстинкт. А где же наш? Что с нами, со взрослыми стало? Неужели вместе с Владом в нас самих умер ребенок, требующий справедливости! Неужели мы разрешим этим уродам травить, унижать, оскорблять, убивать наших детей?

Выходите на митинги! Не дайте этим тварям превратить нашу страну в зловонную клоаку! Боритесь, друзья! Боритесь, хотя бы ради наших детей.

PS Если вы гражданин России и согласны с картинкой ниже, можете свободно скопировать ее себе на компьютер и использовать по своему усмотрению. Дополнительного согласования не требуется.

Наряду с «фюрер принципом» категория «народ», подвергну­тая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-орга­низованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: «Ты- ничто, твой народ- все!"

Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая определяет человеческое существование вообще, де­терминирует все деяния людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности», пропагандиро­валось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение, нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе» дифференциации «наро­дной общности» на гражданское общество и государство, об отсутствии при нацистском строе противостояния личности государству.

Индивид, заключенный в железные тиски «народной общнос­ти», лишен пространства своей автономной жизнедеятельности, гарантированного от произвольного вторжения партии и государ­ства. Такое пространство исчезло, как исчез и свободный граж­данин. Его заменил преданный член «народной общности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей подчиненный. Он существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализа­ция собственных прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и преуспеванию народа как целостности. Согласно нацистскому канону истинный немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед гер­манской нацией.

Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает истори­ческий опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы проти­востоять ему и одерживать над ним верх.

1.7. Теории элит

Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централиза­цией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отра­жение в теории элит Вильфредо Парето (1848-1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моска (1858-1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую, роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.)

Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего итальянского правоведа Г. Моски "Теория правления и парламентское правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был представлен затем в его работе «Основы политической науки» (2тома, 1886,1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его «Трактате общей социологии" (1916), в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и соци­ально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался полит­экономией и социологией.

Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп - правя­щих и управляемых. Самое большое новшество, предложен­ное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утвержде­нии, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето).

Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включа­ющее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т, е. организо­ванным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей види­мости не без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим классом, правящим классом.

Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разде­лить на две страты, или слоя, - высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы - правящую и не правящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой.

Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если мы станем присваивать тому, кто превосходней­шим образом делает свое дело, индекс 10, а самому нерадиво­му 1 и поставим ноль полному не умельцу, то подобное разделе­ние получит свою логику и оправдание. Область индексируемой деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который обманул многих и еще не по­пал под карающий меч правосудия, тоже следует поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам, основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно влияет на правительственную политику. Остальные образуют не правящую элиту. Понятное дело, что известный шахматист или писатель-властитель дум также входят в элиту.

ВЫВОДЫ

Особенность современной государственно-политической мысли отмечена разнообразием теорий и концепций государства, что обусловлено историческими особенностями развития тех или иных стран; разнообразием методологических подходов в решении сущности, социального предназначения государства; существованием стран с различными уровнями развития и другими факторами.

В отличие от концепций происхождения государства до второй половины ХIХ века, которые рассматривали государство как способ классового господства одних классов, социальных групп, страт над общей массой людей, современные подходы к пониманию государства в условиях формирования цивилизованного общества, нового государственно-политического мышления на основах деидеологизации международных отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, в большинстве своем видят в государстве механизм обеспечения целостности общества, решение общих проблем социального компромисса.

В начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал- социалистическое движение. Оно явилось своеобразным выражением того глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из крупнейших стран Европы. Национал- социалистическое движение выступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустройство Германии на принципах национал-социализма.
С 1933 по 1945 г. немецкие национал-социалисты стояли у власти, непосредственно внедряя в государственно-правовую практику, в науку о государстве и праве исповедуемые ими принципы.
Идейное ядро этих национал-социалистических представлений - проект тоталитарной политической власти. По убеждению национал- социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение. Ее образуют: 1) "движение" (т. е. национал-социалистическая немецкая рабочая партия); 2) "государство" (собственно государственный аппарат); 3) "народ" (т. е. немцы, сорганизованные в различные непартийные и негосударственные объединения).
В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной ее частью идеологами фашизма признавалась их партия - Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура - НСДАП).
Диктат нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с помощью ряда средств. В особенности упор делался на "унификацию" партии и государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и на осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под "унификацией" понималось проведение комплекса определенных практических мер. Укажем некоторые из них. Назначение на все мало-мальски заметные государственные посты исключительно членов нацистской партии. Принадлежность к ней - первая и важнейшая привилегия при занятии государственной должности. Сосредоточение на самом верху политической пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же руках. Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью. Передача государственных функций органам нацистской партии. Слияние родственных, "однопрофильных" государственных и партийных формирований. Установление государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным функционерам, которые занимаются собственно партийно-организационной и агитационно-разъяснительной работой.
Одновременно подчеркивалась также потребность и в сохранении немалого числа внешних, сугубо институциональных различий между партией и государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на той посылке, что организационное, формальное несовпадение партии и государства соответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесет больше издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим мотивам целесообразным.
Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового государства, которое они отвергали как противное природе германской нации установление. Руководство таким государством должно было осуществляться (либо уже осуществлялось) исключительно вождем (фюрером) - Гитлером. Постулат о необходимости именно такого политического руководства государством, движением, народом, или "фюрер-принцип", также входит в ядро фашистской идеологии.
Ее приверженцы видят в вождизме (Гитлер - олицетворение верховного вождя) естественное следствие и завершение иерархического построения всякой расовой социально-политической общности. Для них вождизм - наилучшая форма организации власти, упорядочения властных отношений. Вождистская система предполагает на каждой ступени партийной и государственной иерархии соответствующего назначенного чиновника - начальника, который самолично и правильно решает все, отнесенное к его компетенции. Свою власть он получает от вышестоящего начальствующего лица, от него полностью зависит и непосредственно перед ним отвечает. Никакие представительные учреждения, тем более "низы", не могут вмешиваться в прерогативы и деятельность начальствующих лиц (т. е. "фюреров" разных рангов).
На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура - фюрер, вождь. Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух. Поэтому авторитет его непререкаем, власть безгранична. Она носит по преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь - харизматический лидер. Беспрекословное выполнение приказов фюрера или приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего калибра и есть осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может) каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы. На это способен только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степени ограничивать его власть, его служение идее народа.
Субстратом государственности выступает "народ", "народная общность". Нацисты уверяли, будто "народ" для них - основополагающая ценность. Наряду с "фюрер-принципом" категория "народ", подвергнутая нацистской обработке, предназначалась для искоренения теории и практики демократического правового государства. С ее помощью старались, в частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально иным, прямо противоположным: "Ты - ничто, твой народ - все!"
С проникновением нацистских идей в германскую юриспруденцию она стала радикально меняться и быстро утрачивать черты профессионального научно-правового знания, приходить в упадок. Национал-социалистски ориентированные авторы яростно атаковали мировоззренческие устои традиционной европейской теории права: рациональное мышление, искусство аргументации, открытость критике, толерантность, отсутствие национальных барьеров и т. п.
В чем же все-таки заключается специфика национал- социалистического правопонимания? Признание правообразующим фактором, почвой права расы, национального духа. Заявление, что нет никакого индивидуального, принадлежащего личности "прирожденного права", а существует лишь народно-расовое, детерминируемое расой право. «Право есть то, что арийцы определяют как "право"». Измышление зависимости природы права от биологической материи особого рода (расы), от воли людей ("арийцев"), скроенных из подобной материи, понадобилось "для научного" обоснования концепции "особого права", расхожей среди нацистских правоведов. Их рассуждения на эту тему, быть может, как никакие другие обнаруживают катастрофический (и страшный по своим практическим последствиям) разрыв нацистской юриспруденции с основополагающими началами права, в частности, с таким исходным, как правовое равенство, равенство всех перед законом.
Провозглашенная нацистами максима: право есть продукт расы, и потому им могут обладать, быть его носителями только субъекты, по крови принадлежащие к этой расе, нации, "народной общности" - логически обосновывала тезис, весьма близкий ей по сути. Этот тезис гласил: полноценными субъектами расово-народного права (а иного "третий рейх" не признавал) выступают лишь члены "народной общности", "народные товарищи". Отбрасывалось и предавалось забвению универсальное, всеобщее правовое равенство. Взамен него насаждалось особенное, "расовое" ("народное") равенство, из-за которого за пределами правового общения оказывались значительные группы граждан государства.
Нацистские правоведы, взявшие на вооружение "фюрер-принцип", видели в вожде единоличного творца права. Потому они держались такой позиции: вопрос о том, что является правом либо неправом, зависит исключительно от ответа (решения) фюрера, ибо он - единственный источник права германской нации. По их мнению, фюрер, вынося соответствующие решения относительно права, формулирует "народные законы жизни", которые не подчиняются каким-либо абстрактным правовым постулатам. "Все, что полезно народу, есть право; все, что ему вредит, - не право". Здесь отчетливо выражена еще одна характерная черта нацистской трактовки права - прямая постановка его на службу политической конъюнктуре, политической целесообразности.
Втеснив в общественное сознание (в том числе - в юридическую теорию) свое антинаучное, иррационалистическое правопонимание, национал-социалисты одновременно поставили крест и на правосудии как таковом. Прежде всего они лишили судебную власть подобающей ей самостоятельности, независимости. Имперское министерство юстиции установило полный контроль за деятельностью судов, связанной с вынесением решений и приговоров. Фюрер присвоил себе прерогативы не только верховного судьи. Принцип "нет наказания без закона" был заменен постулатом "нет преступления без наказания". И это при том, что многие составы преступлений нарочито формулировались крайне расплывчато; таким образом открывался простор для произвола судей, в подавляющем своем большинстве раболепно служивших гитлеровскому режиму.
Фашистские идеологи выдвигал тезис, согласно которому преступное поведение, даже не подпадающее под признаки указанных в законе преступлений, должно наказываться, коль скоро будет сочтено оно "наказуемым в соответствии со здравым смыслом народа". Судьям предписывалось при принятии решений "в меньшей степени исходить из закона и в большей из принципиальной идеи, что правонарушитель должен быть удален из общества". Сокрушение нацистами правосудия явилось закономерным итогом порочности их идеологии и политики.
Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй, остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии. Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы противостоять ему и одерживать над ним верх.